Утверждена |
|
Утверждаю |
Конференцией школы Протокол №1 |
|
Директор школы ______________ Н.П. Выступец |
«30» августа |
|
31 августа |
«Школьный музей: взгляд из прошлого в будущее».
Формирование ключевых социальных компетенций учащихся через
проектирование единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики.
Программа развития ГОУ Средней
общеобразовательной школы
«Школы здоровья» №384 Западного окружного Управления образования Департамента
образования г. Москвы
на 2007-
Москва 2007 год
Оглавление
№ |
Название раздела Программы |
Стр. |
|
Введение. |
3 |
1. |
Краткая информация о ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384. |
4 |
2. |
Паспорт Программы развития ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384. |
8 |
3. |
Ключевая идея Программы. |
12 |
3.1 |
Главная цель программы. |
13 |
3.2 |
Миссия школы. |
13 |
3.3 |
Модель выпускника школы. |
14 |
4. |
Аналитическая часть Программы развития. |
14 |
4.1 |
Анализ состояния, прогноз тенденций изменения социального
заказа. |
14 |
4.2 |
Анализ исходного состояния сильных и слабых сторон. Риски и
минимизация их влияния. |
15 |
4.3 |
Анализ инновационного потенциала школы. |
16 |
5. |
Содержательная часть программы развития. |
19 |
5.1 |
Стратегия развития единого воспитательного пространства
школы. |
19 |
5.1.1 |
Основные принципы нового единого воспитательного
пространства школы. |
19 |
5.1.2 |
Особенности воспитательно - образовательной функции
школьного музея и дополнительного образования. |
19 |
5.1.3 |
Основные принципы новой системы управления. |
21 |
5.2 |
Инновационные и экспериментальные программы. |
22 |
5.3 |
Основные этапы и сроки реализации программы. |
27 |
5.4 |
Ресурсное обеспечение и задачи Программы. |
27 |
5.5 |
Экспертиза и мониторинг запланированного результата. |
31 |
6. |
Финансовый план реализации данной программы. |
32 |
Введение
Школа
- это социальный институт, создаваемый обществом и государством для
подготовки нового поколения людей, готовых принять эстафету из рук уходящих
поколений, для того чтобы продолжить процесс прогрессивного развития страны. Потому
сейчас так важна реформа нашей школы и, в первую очередь, изменение целевой
направленности ее деятельности. Ведь выбор главной цели школы определяет
средства ее достижения, методы и приемы работы учителей, организацию
учебно-воспитательного процесса школы. В настоящее время главной целью школы
является воспитание школьника как высоконравственной, культурной, творчески
активной личности, с чувством патриотизма и любви к Родине, а также социально
зрелой личности. Обучение знаниям, умениям, навыкам является составной
частью и основным средством воспитания.
Ведь эффект обучения определяется,
главным образом, творческой, внутренне мотивированной собственной деятельностью
ученика. А формирование такой деятельности учащихся в учебном процессе и есть
воспитание.
Современное общество требует инновационного
подхода к воспитанию нового поколения. Вопрос воспитания из разряда
узковедомственного превращается в практическую жизненную проблему.
Воспитательная система нашей школы – это совокупность дел и отношений,
ежедневно способствующих развитию учащихся. Совершенствуя эту систему, мы
совершенствуем взаимоотношения всех
участников образовательно – воспитательного
процесса: учителя, родителя, учащегося с привлечением социальных
партнеров. Поэтому главной задачей школы
на данном этапе является создание такого единого воспитательного пространства,
в котором каждый участник образовательно-воспитательного процесса чувствовал бы
себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества,
самовыражения и самоопределения.
Педагогический коллектив ГОУ СОШ
«Школы здоровья» №384 в течение
последних лет осуществлял свою деятельность в режиме развития, т.е.
целенаправленно вел опытно-экспериментальную и инновационную деятельность,
руководствуясь долгосрочной программой. (См.
таблицу развития школы в приложениях).
1. Краткая информация о ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384.
Школа открыта в 1965 году как
восьмилетняя. В 1990 году преобразована в среднюю общеобразовательную школу.
Школа расположена по адресу: г.Москва, Беловежская улица 67а, тел./факс
446-23-84, e-mail victor384@mail.ru, сайт школы sch384.narod.ru. Директор школы Выступец Наталья Петровна, Почетный работник
общего образования РФ, лауреат премии «Грант Москвы» в области образования.
Школа имеет свой гимн, герб, флаг и
другую атрибутику.
В 2005 году школа была аккредитована
на статус «Школа здоровья», приказ №520/а-к от 08.12.2005г. Департамента
образования города Москвы. С 1999 года школа реализует профильное обучение,
сотрудничая с МАТИ – РГТУ им. Циолковского, Академией труда и социальных отношений,
МЭСИ, Колледжем при Академии менеджмента и инноваций. С 2004 года в школе открыта
сеть гимназических классов. Также функционируют классы КРО. В 2007 – 2008
учебном году в школе работают 3 группы кратковременного пребывания будущих
первоклассников. Таким образом,
удовлетворены все запросы родителей. Школа имеет высокий рейтинг в районе,
на протяжении последних 6 лет количество
учащихся возросло с 518 до 626 человек (проектная мощность по лицензии 650
человек). Методическая работа в школе реализуется через Методсовет, 12
методических объединений и кафедр, детское научное общество, деятельность
которых регламентируется локальными актами.
Учебный план помимо традиционных предметов включает: в 5-6 классах
физику и химию, второй иностранный язык (французский); в 8-11 классах
экономику, планирование карьеры и жизни,
спецпредмет «Личная жизненная стратегия», в 7-8 кассах – второй иностранный
язык (французский), в 7-11 классах – логику, дизайн. В 5-11 классах введен Час
«Спорт и ЗОЖ», в 1-4 классах – Уроки здоровья, во всех классах - Динамический
час. Экспериментальная деятельность школы осуществляется через ГЭП и ОЭП. В
2003-2008 годах в школе функционировали 4
городские экспериментальные площадки и одна окружная площадка (см.
приложения).
За высокие достижения в
гражданско-патриотическом воспитании учащихся ГОУ СОШ №384 «Школа здоровья»
была включена с 01.09.2006 года в состав ГЭП «Гражданско-патриотическое
воспитание учащихся в современных условиях» (Приказ ДО № 355 от 19.06.06 г. Москвы) Центром гражданского и
патриотического воспитания города Москвы.
Все учителя принимают активное
участие в окружных и городских конкурсах педагогического мастерства (см. итоги
реализации Программы). За последние 3
года в печати опубликованы более 20 работ педагогов. Среди педагогов 1
лауреат Премии Президента РФ; 3 лауреата Гранта Москвы, 11 «Почетных работников
общего образования РФ», 3 «Отличника просвещения», 2 кандидата наук, 1
аспирант, 20 человек награждены правительственными наградами. Первую и высшую
квалификационную категории имеют 69,7% педагогов.
В целях повышения мотивации
педагогического и ученического коллективов в школе разработана система «Портфолио личных достижений» и «Дневник
личностного роста», а также совместно с Советом школы создана система
поощрений педагогов и учащихся по разработанным и утвержденным на
педагогическом совете критериям.
Принципы и концепция воспитательной
работы в школе построены на основе Программы развития школы на 5 лет,
общегодового плана работы школы, основных направлений деятельности школы:
– гражданско-патриотическое
воспитание учащихся средствами музейной педагогики и системы дополнительного
образования;
– усиление роли детского
самоуправления;
– создание условий для укрепления и
развития здоровья учащихся, применение здоровьесберегающих технологий в
учебно-воспитательном процессе;
– укрепление международного
сотрудничества.
В школе создана широкая сеть объединений дополнительного образования,
которая увеличила свою численность за 2002-2008 годы с 19 до 58 объединений:
клубов, студий, секций. В школе открыт и развивается культурно-исторический музейный комплекс «Мое Отечество», состоящий из 10 музеев. Все музеи
сертифицированы: Музей боевой славы им. Героев Брестской крепости и партизан
Белоруссии (1970г.), Музей истории русского быта (2004г.), Музей народного
костюма «Светлица» (2005г.), Музей народных инструментов «Соловушка» (2005г.),
Музей игры и игрушки «Забавушка»(2006г.), Музей истории района и города «Моя
малая родина» (2006г.), Литературный музей «В гостях у сказки» (2006г.), Музей
«Наследие великих городов» (2007г.), Музей «Компьютерный век» (2007г.), Музей «XX век» (2008г.). Использование
музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе способствует усилению
гражданско-патриотического воспитания учащихся и повышению качества
образования. По данному направлению образовательно-воспитывающей деятельности
школа ежегодно делится опытом работы на различных уровнях. За последние 5 лет проведено 19 семинаров, конференций, Круглых столов
(см. приложения). Кроме того, директор школы делилась опытом работы на
городских конференциях; Коллегии ЗОУО ДО (06.02.2003), Коллегии Департамента Образования
г. Москвы (08.04.2005), Международных круглых столах: в Минске (09.10.2004), г.
Бресте, Беларусь (07.10.2005 и 08.10.2007), в г. Николаеве (Украина) (14.10.2004),
в г. Пскове (04.03.2005), в г. Смоленске (29.10.2004). Школа имеет сайт музейного комплекса:
www.museum384.narod.ru.
В целях более слаженной и устойчивой
организации управления учебно-воспитательным процессом в школе за последние три
года созданы 3 структурных подразделения: Центр здоровья и развития учащихся; Центр
дополнительного образования и музейного дела; Аналитический центр.
Школа имеет 3 договора о международном сотрудничестве со школами города
Николаева, Украина, города Бреста, Беларусь, а также 7 договоров с социальными партнерами в городе Москве.
Управление школой организовано через Совет школы, Совет родительской
общественности, Совет школьной республики «STAR» (9-11 классы), Совет детской
организации «Искатели» (5-8 классы), зарегистрированной в Префектуре Западного округа.
Шефы школы: воинская часть №51855 МЧС
РФ, Совет ветеранов IV Армии Западного фронта.
Ученический и педагогический коллективы ежегодно отчитываются о своей
работе перед родительской общественностью на сайтах, в дни проведения
общешкольных родительских собраний, Дни открытых дверей школы, а также на
традиционном общешкольном празднике «День семьи» 15 мая. Родители и шефы школы являются
активными участниками организации учебно-воспитательного процесса. В школе
создана теплая семейная атмосфера для всех участников образовательного
процесса. За последние 8 лет 10
родителей стали учителями нашей школы, четвертая часть педагогического
коллектива (17 человек) – наши выпускники, треть родителей сегодняшних учащихся
являются выпускниками нашей школы.
За последние 5 лет школа отмечена 95-ю наградами городского и российского
уровней (см.
приложения). Школа работает в инновационном режиме, реализует
здоровьесберегающие технологии, функционирует как «Школа здоровья» в режиме
полного дня.
Таким образом, школа выполняет свою
главную функцию: формирует готовность
школьников к продолжению образования после окончания школы, формирует
информационно-коомуникативные и социальные компоненты учащихся, сохраняет и укрепляет психическое и
физическое здоровье учащихся.
2. Паспорт Программы развития ГОУ СОШ «Школа здоровья»№384
Полное наименование программы |
Программа
развития Государственного образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы «Школы здоровья» №384 Западного окружного управления образования
Департамента образования г. Москвы на 2007- «Школьный музей: взгляд из прошлого в будущее». Формирование ключевых
социальных компетенций учащихся через проектирование единого воспитательного
пространства школы средствами музейной
педагогики. |
Основополагающие документы для принятия
решения по разработке программы |
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.2002 №3266-1 2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» 3.Законодательство
г. Москвы об образовании: – Закон г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» (10.03.04г. №14) 4. Городская
целевая программа развития образования «Столичное образование – 4» на 2005- 5. Комплексная
целевая среднесрочная программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на
2007- 7. Целевая
окружная программа «Молодежная политика средствами образования на 2007 – |
Основные разработчики программы |
Программа разрабатывалась при активном участии управленческого и административного аппаратов, коллективов педагогов, учащихся и родителей, при содействии научных сотрудников. |
Исполнители программы |
Администрация ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384, педагогический коллектив, методические объединения, органы самоуправления, социальные партнеры, ученический коллектив и родительская общественность. |
Период и этапы реализации программы |
Программа
реализуется в период с 2007 по 2010 годы по следующим этапам: II этап (2008- III этап (2010г.): проведение итогового мониторинга и экспертизы. Обобщение опыта и результат реализации программы на семинарах, конференциях, Международных Круглых столах, тиражирование накопленного опыта. Разработка и издание печатных и электронных методических пособий. Постановка новых стратегических задач развития образовательного учреждения. Подготовка документации для перехода школы к новому статусу - Центр образования «Школа здоровья». |
Конечные цели программы |
1. Повышение качества образования и уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся через создание единого воспитательного пространства школы. 2. Разработка теоретико-практических основ взаимосвязи основного и дополнительного образования средствами музейной педагогики. 3. Воспитание и развитие творческой, активной, адаптивной личности, конкурентоспособной в условиях современного мегаполиса. 4. Переход школы к новому статусу - Центр образования «Школа здоровья». |
Задачи программы |
1 Формирование сознания педагогов, учащихся и родителей для объединения усилий по обучению и воспитанию учащихся в едином воспитательном пространстве школы.. 2.Увеличение численности детей и учителей, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью до 85%; 3. Повышение мотивации учащихся к обучению: – создание системы стимулирования творческой и самостоятельной деятельности учащихся и педагогов; – увеличение численности педагогических кадров I и высшей квалификационной категорий до 80%; – использование вариативных педагогических технологий: совместной продуктивной деятельности, творческих проектов, структурной дискуссии на 70% учебных занятий; - интеграция основного и дополнительного образования средствами музейной педагогики. 4. Содействие воспитанию и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности на основе: – Организации системы дополнительного образования в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей; увеличения численности объединений дополнительного образования до 75, процента охвата учащихся – до 95%; – Создания условий и соответствующих учебно-воспитательных ситуаций для проявления самостоятельности и ответственности в решении вопросов школьной жизни, участия каждого школьника в жизни школы; – Развития музейного комплекса, увеличение численности музеев школы до 15; – Организации занятий по профессиональному самоопределению школьников, этическим и эстетическим направлениям деятельности, формированию культуры чтения, общения, поведения, увеличение численности элективных курсов до 20; – Партнерства и сотрудничества с родителями, общественными организациями, создание Управляющего совета школы; – Укрепления международного сотрудничества и воспитания у школьников толерантности и дружбы, как одного из способов решения национального вопроса; работа в рамках трех международных договоров о сотрудничестве, заключение новых двух договоров со школами города Минска; – Реализации проекта «Создание территориального сообщества» в рамках городской экспериментальной площадки «Создание единого воспитательного пространства - социокультурной инфраструктуры детства»; - Реализации международных проектов: «Язык для мира и добра»; «Славянские традиции: от истоков до современности»; «И болью в сердце отзовется»; – Разработки и реализации комплексной программы школьных здоровьесберегающих технологий; переход ГЭП на второй уровень. 4. Усиление роли детского самоуправления путем расширения сфер деятельности детской организации «Искатели» и Совета старшеклассников школы, увеличение процента охвата учащихся детскими объединениями до 80%. 5. Реализация ГЭП «Создание оптимальных условий для гражданско-патриотического воспитания учащихся в современных условиях»; 6. Разработка и апробация программы по музейной педагогике «Развитие культуры ребенка на музейных площадках школы». |
Приоритетные направления реализации программы |
1. Усиление гражданско-патриотическго
воспитания учащихся средствами музейной педагогики и системы дополнительного
образования. 2.Создание условий для развития
индивидуальных способностей каждого ребенка на основе гимназического и
профильного обучения, системы дополнительного образования; 3.Активное включение родительской
общественности в создание единого воспитательного пространства школы. |
Источники финансирования |
Смешанное финансирование: текущее бюджетное финансирование, внебюджетные средства. |
Ожидаемые конечные результаты |
1. Повышение творческой активности учащихся, занятых в работе культурно-исторического музейного комплекса и объединениях дополнительного образования. 2. Расширение возможностей самоопределения и профориентации учащихся через многообразие видов музеев, создание класс-музеев, отдельных экспозиций в кабинетах, а также широкой сети дополнительного образования, охватывающих практически все предметы базового и школьного компонента. 3. Социализация ребенка в обществе в процессе взаимодействия с социальными партнерами и учащимися других государств в рамках международного сотрудничества. 4. Повышение мотивации учащихся к обучению через реализацию профильного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, поисковую работу в музеях школы и объединениях дополнительного образования. 5. Создание комфортной среды общения и снятие психологических комплексов у учащихся путем активной работы в музеях школы и объединениях дополнительного образования. 6. Превращение школы в центр социокультурной жизни района. |
3. Ключевая проектная идея программы развития
Связав грядущее с минувшим,
В музеях школы память чтим.
И на истории России
Достойных граждан мы растим.
Ключевая проектная идея направлена на создание
единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики,
которое будет формировать ключевые социальные компетенции учащихся.
Единое воспитательное пространство
школы будет включать в себя:
– группы раннего развития детей, не
посещающих детский сад (3 группы);
– широкую сеть объединений
дополнительного образования (58-75 объединений);
– культурно-исторический музейный
комплекс «Мое Отечество» (10-15 музеев школы);
– 3 детские организации ( для 1-4
классов, для 5-8 классов, для 9-11
классов);
– социальных партнеров г. Москвы
(7-10 партнеров), ближнего и дальнего зарубежья (3-7 партнеров);
– объединения родительской
общественности, родительский Совет.
3.1
Главная цель программы:
В ходе проектирования и построения
единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики у
учащихся должны сформироваться ключевые
социальные компетенции:
– социальные;
– жизнедеятельность в многокультурном обществе;
– владение устной и письменной коммуникациями;
– информационная грамотность;
– способность учиться на протяжении всей активной жизни.
3.2 Миссия школы:
– Воспитание граждански зрелой
личности, способной отстаивать свои убеждения, интересы государства, приносить
пользу обществу, защищать Родину;
- Выявление наиболее способных и
одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей
каждого ребенка на основе гимназического и профильного образования, системы
дополнительного образования;
– Подготовка учащихся к получению
высшего образования, формировании потребностей к самообразованию и
саморазвитию;
–Развитие индивидуальных творческих
способностей исходя из потребностей учащихся, выявление лидерских качеств
ребенка с целью формирования интеллектуального и творческого потенциала страны;
– Воспитание физически и психически здоровой личности, формирование потребности у учащихся в
здоровом образе жизни.
3.3 Модель выпускника школы:
– Выпускник школы - это оптимист, с активной жизненной
позицией, осознающий свою ценность для общества, осознающий потребность в
созидательном труде, в стремлении сделать добро людям, гармонично физически и
духовно нравственная личность, способная овладеть новыми технологиями, умеющая
принимать ответственные решения, с пониманием и уважением относящаяся к культурам
и традициям всех народов.
4. Аналитическая
часть Программы развития
4.1 Анализ состояния
и прогноз тенденций социального заказа
Школа расположена в 200м от МКАД на
95 квартале р-на Можайский. За последний
год активными темпами идет реконструкция квартала, снос пятиэтажек, застройка
района высотными зданиями. Сейчас осталось всего 4 пятиэтажных дома. В новые
дома 50% переселяются жители сносимых пятиэтажек, 50% квартир идут на продажу.
В микрорайоне расположены 4 школы, но основная часть детей из новых домов идет
к нам. Поэтому Западным окружным управлением образования принято решение о
реорганизации школы путем слияния двух школ на базе нашей (2 пятиэтажки типа
МЮ) и строительства компенсирующей пристройки с двумя бассейнами, столовой и
большим оздоровительным блоком. Таким образом, с 01.09.08 к нашим 620 учащимся добавится 250 учащихся соседней
школы, дети, выросшие в другой воспитательной среде. А в 2009 – 2011 годах в
микрорайоне будут простроены 2 школы – новостройки.
Сегодня родители будущих первоклассников
выдвигают к школе определенные требования: высокий уровень качества
образования, широкую сеть дополнительного образования, наличие
здоровьесберегающей среды, хорошее материально-технологическое оснащение школы,
возможность обучаться в режиме полного дня. На протяжении последних 5 лет нам удавалось удовлетворять потребности
родителей, с открытием школ-новостроек можно ожидать уменьшения численности
контингента учащихся.
4.1.2. Анализ исходного состояния сильных и слабых сторон
Сильные стороны - устоявшаяся традиционная система использования возможности музейной педагогики в УВП; -система и методика гражданско-патриотического воспитания учащихся, дающая положительные результаты на протяжении 30 лет; - единая общность педагогов, учащихся и родителей (¼ часть педагогов и ⅓ родителей учащихся – выпускники школы); - высокий профессионализм педагогов – 69,7% имеют I и высшую квалификационную категорию; - большой приток молодых кадров, их активное включение в жизнедеятельность школы; - система воспитания лидеров: Детская организация «Искатели», Президентская республика STAR; - широкая сеть социальных партнеров в России и за рубежом; - Устойчивая система работы по здоровьесбережению учащихся и педагогов; - Большой процент охвата учащихся системой дополнительного образования – 88% |
Слабые стороны - недостаточный уровень оснащения современного музейного комплекса школы и объединений ДО; - время, потраченное на адаптацию учащихся соседней школы при слиянии двух школ, которое можно было бы потратить на более быстрое движение вперед; - проблемы национального характера, которые могут возникнуть при слиянии школ (из 250 учащихся соседней школы 135 детей, слабо владеющих русским языком). |
Угрозы - несовпадение общей направленности воспитывающей деятельности родителей, учащихся, педагогов; - отторжение учащимися, педагогами и родителями соседней школы принципов воспитательной системы нашей школы (после слияния); - переход части учителей в школы – новостройки, поиск новых кадров. |
Возможности - увеличение количества совместных мероприятий с родителями в рамках реализации данной Программы; - проведение
до слияния школ (I
полугодие - строительство компенсирующей пристройки здоровьесберегающего профиля (2 бассейна, зал ЛФК, хореографический, столовая на 350 посадочных мест, медицинский блок из 13 кабинетов); - создание условий для укрепления здоровья педагогов, их профессионального роста, самореализации; - подготовка новых кадров из числа выпускников школы. |
4.3 Анализ инновационного потенциала школы.
Общий инновационный процесс в школе
сегодня складывается из совокупности процессов становления ее различных
участков, т.е отдельных инновационных проектов. В целях апробации и изучения
возможности создания данной программы были созданы следующие пилотные проекты:
1) Проект «Создание территориального
сообщества». В рамках реализации этого проекта организуется проведение дворовых
праздников совместно с жителями района: Масленица, День семьи, День пожилого
человека, День матери, День Победы и ежегодной ФЛЕШ – акции «Весну победы – в
каждый дом» совместно с Открытой Ассоциацией ученической общественности города
Москвы и др. При организации этой работы задействованы все объединения
дополнительного образования, также проводятся Дни открытых дверей во всех
музеях школы. Целью данного проекта
является создание межведомственной коалиции и усиление роли родительской
общественности на территории района «Можайский» ЗАО по вопросу повышения уровня культуры и нравственного
воспитания молодежи.
2) Международный проект «И болью в
сердце отзовется …» - совместно
гимназией №4 г. Николаева, Украина, на базе музея боевой славы имени
героев Брестской крепости и поискового отряда «Искатель». В рамках этого
проекта организуются совместные российско-украинские экспедиции и походы по
местам боев в годы ВОВ, поиск захоронений воинов, восстановление имен погибших
в годы ВОВ, участие в городской краеведческой экспедиции «Где погибли мои
земляки?». Поисковый отряд «Искатель» нашей школы является членом Международной Ассоциации общественных
поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества». Цель проекта: повышение уровня
гражданско-патриотического воспитания учащихся.
3) Международный проект «Язык для
мира и добра» разработан совместно со школой №20 г. Бреста, Беларуси, на базе
литературного музея «В гостях у сказки»,
Клуба Кино, Театральной студии; Студии этикета и русских традиций. В
рамках этого проекта организуются конкурсы, фестивали, викторины по истории
русских сказок, произведениям русских и советских авторов, народному фольклору,
поговоркам, сказкам среди школьников нашей школы и учащихся Белоруссии. Цель проекта: повысить мотивацию учащихся к
изучению русского языка и русской литературы. Проект стартовал в Год русского
языка.
4) Международный проект «Славянские
традиции: от истоков до современности» создан совместно с Академией детского
творчества г. Николаева, Украина, на базе музеев: русской старины и быта; музея
народного костюма «Светлица», музея музыкальных инструментов «Соловушка»;
танцевальной студии «Русская красавица», клуба прикладного творчества «Русские
узоры», хоровой студии «Соловушка». В рамках этого проекта проводятся как
внутришкольные фестивали: «Россия – Родина моя», «И мелькают города и страны»,
«Города России», так и международные. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают
участие в международном фестивале детского творчества «Золотий Лелека» на
Украине, где занимают призовые места в разных номинациях. Наша школа стала инициатором и организатором проведения фестиваля
детского творчества «Московская весна», на котором ежегодно встречаются друзья
трех государств: России, Украины, Белоруссии. Цель проекта: изучение и сохранение культурного наследия славянских
народов.
5) Проект «Отечества верные сыны»
разработан совместно с шефами школы -
в/ч 51855 МЧС РФ и Советом ветеранов IV Армии ЗФ, школьным Президентским
советом и Советом ДО «Искатели». В рамках этого проекта ежегодно проводятся военно-спортивная
игра «Зарница» для 5-11 классов и «Зарничка» для 1-4 классов, военизированные эстафеты
совместно с воинами войсковой части, Уроки Мужества, Вахты Памяти, экспедиции и
походы по местам боев Подмосковья, смотр
строя и песни, конкурсы литературно-музейных композиций, стихов и песен
о войне. Цель проекта: воспитание
физически крепких, выносливых телом и духом будущих защитников Отечества.
Также были созданы и будут
апробированы другие новые проекты.
Таким образом, мы увидели, что на основе отдельных проектов, объединяющих основное,
дополнительное образование и широко используя возможности музейной педагогики,
можно выстраивать новые элементы
инновационной воспитательной системы школы, как единого воспитательного
пространства, т.е. инновационная деятельность повлияла на улучшение
показателей жизнедеятельности школы по всем направлениям.
5. Содержательная часть Программы развития.
5.1.Стратегия развития единого воспитательного пространства
школы
5.1.1 Основные принципы нового единого воспитательного пространства
школы
Принципиальной особенностью нового
единого воспитательного пространства
школы является консолидация усилий ученического,
педагогического коллективов, родительской общественности, социальных партнеров
школы, создание новой структуры управления
школой, открытости, демократичности.
Основными характеристиками
внутришкольной среды мы считаем разнообразие, богатство возможностей,
открытость, комфортность, толерантность, востребованность творчества, наличие
свободных зон развития, сохранение и культивирование традиций.
Предполагается, что таким способом
организованное единое воспитательное пространство школы будет действовать в
унисон с основными линиями образовательного процесса.
5.1.2 Особенности воспитательно - образовательной функции
школьного музея и дополнительного образования.
Взаимопроникновение основного и
дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического
пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и
оздоровление через художественное творчество самих детей. Образовательный
процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник
нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и
соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном
творчестве. При этом каждый может
проявить познавательную активность, навыки самопознания, самопрезентации. В
этом плане продуктивной моделью
культуротворческого образования и является дополнительное образование.
Дополнительное образование тесно
связано с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость
познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития
учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе
индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями
школьников.
Выделение воспитательной функции
школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием
особой образовательной среды для
формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому
наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.
Можно выделить основные отличия образования в условиях учебных занятий в
классах и в условиях музея:
– школа традиционно считается
институтом, призванным дать базовое образование
во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных
программ, тогда как музей дает избирательное образование;
– по сравнению с информационным
подходом, который преобладает в
традиционной школе, в музее образование осуществляется через расширение
чувственно-эмоционального опыта, человека. Развитие способности к ценностному
переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка
вещей»;
– на уроках в школе общение
участников образовательного процесса носит,
в основном, вербальный характер, музей же представляет возможность учить
детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить на слово;
– образование в музее, в отличии
от традиционной школы происходит в
особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной
предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность к
культуре и возможность диалога с ней;
– в отличие от классно-урочной формы
обучения в обычной школе, музей предполагает иной регламент, основанный на
признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения непосредственно на
экскурсии в игровую или творческую деятельность.
Прогресс общества – в развитии
исследовательской деятельности учащихся.
Это одно из золотых правил музейного образования и его составляющей –
музейной педагогики. Программа позволяет
определить влияние развивающегося культурно-исторического музейного комплекса
школы «Мое Отечество» на образовательно-воспитательный процесс, разработать
механизм повышения качества образования путем использования музейной
педагогики, а также выявить инновационные способы и технологии создания системы
гражданско-патриотического воспитания учащихся, основанных на анализе различных
факторов влияния на образовательное пространство школы.
5.1.3 Основные принципы новой системы управления
Система координирования единого
воспитательного пространства должна быть адаптивной,
социально-ориентированной (первичность ценностей ценностного определения по отношению к
целеполаганию), демократичной (учитывающей интересы всех
участников образовательного процесса), рефлексивной
(стремление к самопознанию), ориентированной на достижение и поддержание
успеха; инициативной, лидерской (предполагающей наличие и рост лидеров
среди учащихся и педагогов). Необходимо консолидировать усилия и возможности
всех социальных партнеров, родительской общественности и других общественных
институтов по вопросам воспитания достойного гражданина современного общества,
патриота своей Родины.
Для успешной реализации данной
программы должна быть создана качественно новая структура управления школой и
определен механизм взаимодействия всех
участников образовательного процесса.
5.2.1 Инновационные и экспериментальные программы.
Если же возможности музейной педагогики
использовать при организации учебно-воспитательного процесса через взаимосвязь
основного и дополнительного образования, то достигается значительный эффект.
В школе уже 3 года внедряются
инновационные образовательные программы, отражающие эту систему работы.
Например, при литературном музее «В
гостях у сказки» создан и успешно работает Клуб Кино и Театральная студия
«Посиделки».
Изучая литературное произведение на
уроках, учащиеся в Клубе Кино организуют просмотр кинофильмов, как советского,
российского, так и зарубежного производства. По итогам просмотров ребята с
учителем проводят дискуссии, пишут рецензии, затем ставят театральные
постановки и выступают с ними перед учениками других классов, по параллелям.
Таким образом, налицо тесная
взаимосвязь основного образования (уроков литературы), дополнительного
образования (Клуб Кино и Театральная студия), музейной педагогики (литературный
музей), т.е. осуществляется цепочка: прочитал → увидел + услышал
→ обсудил → воспроизвел
текст и создал художественный образ.
При музее Русской старины и быта создана творческая
мастерская, работает Студия этикета и русских традиций, танцевально–
хореографическая студия. Музей расположен в кабинете МХК, что дает возможность
на уроках погружаться в мир истории и искусства. После изучаемых тем по
отечественной культуре учащихся выполняют проектные работы, которые затем
занимают достойное место среди экспонатов музея. Например, проекты учащихся
5-ых классов «Русский кокошник», проекты учащихся 7-ых классов «Храмы и соборы
Руси» и другие. Таким образом, прослеживается цепочка: узнал → увидел → изучил → воспроизвел в образе → создал проект.
При Музее музыкальных инструментов
«Соловушка» успешно и активно работает
хоровая студия и фольклорный ансамбль. Музей открыт в кабинете музыки, что,
несомненно, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках. За
последние годы ребята создали ряд замечательных проектов: «Великие русские
композиторы», «Народные духовые инструменты», «Музыка в сказке», «История
создания музыкальных инструментов», «Песни о маминой улыбке» и другие.
Познакомившись с музыкальным произведением на уроке, учащиеся продолжают его
изучение на занятиях хоровой студии или фольклорного ансамбля. Воспитанники
студии – ежегодные участники международных фестивалей детского творчества
«Золотий Лелека» и «Московская весна».
Таким образом, прослеживается цепочка: узнал →
услышал → изучил
→ сыграл, спел → создал проект.
При музее игры и игрушки «Забавушка»,
открытого в кабинете начальной школы, работают несколько студий прикладного
творчества для учащихся разных возрастных групп. Активно используется
интеграция учебной, внеурочной, проектной и исследовательской деятельности.
Учащиеся изучают историю определенной местности, ее обычаи, особенности
игрушки, создают модели игрушек из папье-маше, пластилина, бумаги и т.д., затем
оформляют ее в соответствии с полученными
при исследовании материалами. При музее есть постоянно действующий
мастер-класс «Распиши свою матрешку». Таким образом, налицо интеграция учебных
предметов: истории, ИЗО, художественного труда, а также дополнительного образования и музейной
педагогики.
Для учащихся старших классов наибольший
интерес представляют те музеи и объединения дополнительного образования,
которые помогают при самоопределении, профориентации, социализации личности.
Музей истории вычислительной техники,
созданный в 2007 году позволяет во время уроков повысить интерес детей к
предмету, к изучению устройства компьютеров, возможностям его использования.
При музее интересно работает клуб «Многоликий интернет», а также создаются
многие проектные группы. Все ВУЗы, которые сотрудничают со школой (МАТИ – РГТУ
им. Циолковского, Академия труда и социальных отношений, Колледж менеджмента и
инноваций, МЭСИ) приводят своих студентов на экскурсии в этот музей. Также на базе музея и клуба создаются
совместные проекты учащихся школы и студентов ВУЗов и колледжа, что,
несомненно, способствует самоопределению учащихся.
Музей «Наследие великих городов»,
открытый в
Профориентационное направление работы
продолжают элективные курсы для учащихся 8-11 классов: «Экономика большого
города», «Моя личная жизненная стратегия», курс «Экология Москвы», а также
предметы базового цикла в 10 -11 классах, такие как «Планирование карьеры и
жизни», «Экономика Москвы». Учащиеся, занимающиеся на этих курсах, посещают с
экскурсиями за год не менее 8 – 10 интересных мест: музей «Меценаты Москвы»,
редакцию Российской газеты; воинскую часть; комбинат «Очаково»; банк; предприятия
общественного питания и другие. Итогом совместной деятельности этих клубов,
курсов и изучаемых предметов является презентация
учащимися своих проектов на общешкольной конференции, а также День карьеры, на
которых, как правило, присутствуют родители учащихся, методисты ОМЦ, студенты и преподаватели ВУЗов.
Главными воспитательными Центрами
школы являются Музей боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан
Белоруссии и Музей истории Москвы и района «Моя Малая Родина». При музее боевой
славы создан и успешно работает клуб
«Поиск», который выполняет задания Международной ассоциации общественных поисковых
объединений. Воспитанники клуба установили более 1600 имен павших и мест
захоронения воинов в годы ВОВ в рамках Всероссийской экспедиции «Где погибли
мои земляки?». Ежегодно учащиеся совершают походы и экспедиции по местам боев
ВОВ, создают проекты и презентации. За 38 лет музея сложилась единая
интегративная система воспитания учащихся, объединяющая практически все
направления работы с учащимися, родителями, ветеранами, общественностью.
Не случайно, воспитательная тема
школы звучит как «Гражданско – патриотическое воспитание учащихся средствами
музейной педагогики и системы дополнительного образования».
Как «Школа здоровья» мы планируем
открыть музей «Здоровье человека –
здоровье нации» и разработать курс «Здоровые люди и я среди них» для учащихся
5-11 классов. Сегодня у нас уже есть
клуб «Здоровье», «Школа выживания»; туристический клуб; сотрудничество с
в/ч 51855 МЧС РФ. Также в планах школы создание салона - музея «Литературная
гостиная», музея – зимнего сада «Флора и фауна Подмосковья»; музея книгопечатания на Руси «Азбука» и других.
И это только часть представленных
программ. Для всех программ являются
общими следующие инновационные моменты:
- тесная взаимосвязь с базовым
образованием;
-поддержка и распространение
проектной и исследовательской деятельности;
- межпредметная интеграция;
- активное использование ИКТ и новых
современных технологий в практике;
- широкое применение музейной
педагогики;
- повышение уровня гражданского и
патриотического воспитания учащихся;
- реализация творческого потенциала
учащихся.
И как следствие, повышение мотивации
учащихся и качества образования, что видно из таблицы (см. приложение).
|
|
Цель общего
образования (модель выпускника) |
|
|
|
|
|
|
|
Система психологической поддержки |
|
Деятельность учащихся:
мотивированная, поисковая, познавательная, творческая |
|
Система здоровье- |
|
|
|
|
|
Дополнительное
образование |
|
Основное образование |
|
Музейная педагогика |
Таким образом, главной целью программы мы ставим обучение и воспитание
учащихся через взаимосвязь основного и дополнительного образования средствами
музейной педагогики, т.е. каждый школьный предмет должен
изучаться в поисково-исследовательском режиме на базе школьного музея и
объединений дополнительного образования.
Вследствие вышеизложенного мы считаем, что развитие музейного комплекса
школы станет важным шагом в реализации всех основных направлений Программы
развития школы на 2008-2010 годы.
Представленные схемы дают возможность
увидеть место и структуру управления культурно-исторического музейного
комплекса «Мое Отечество» в системе учебно – воспитательной работы школы (См.
приложения).
5.3. Основные этапы и сроки реализации Программы.
Данная программа будет реализована по
3 этапам, имеющим свою подтему.
2007-2009гг. «Создание условий для
адаптации всех участников образовательного процесса в условиях функционирования
школы в новом режиме» (реорганизация школы путем слияния двух школ на базе
нашей школы).
2009 – 2010гг. «Апробация пилотных
проектов в рамках проектирования единого воспитательного пространства школы».
2010-2011гг. «Создание единого
воспитательного пространства школы как взаимосвязи основного и дополнительного
образования средствами музейной педагогики».
Календарный план реализации программы
(Приложение 1) разработан на 2007-
Каждый этап реализации программы имеет свои цели, задачи, сроки, механизм
реализации, ответственных.
5.4 Ресурсное обеспечение и задачи программы
Для реализации данной программы
необходимо современное ресурсное обеспечение, а именно: нормативная база,
административные ресурсы, кадровые ресурсы, научно-методические ресурсы,
материальные ресурсы. В таблице представлены базовые ресурсы, и обозначены
задачи по их обновлению,
совершенствованию и модернизации.
|
Базовые ресурсы |
Задачи |
1. Нормативная база |
Устав ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384 Приказ об аккредитации «Школы здоровья» № 520/а-к от 08.12.2005г. Департамента образования г. Москвы Лицензия №019410 от11.01.2006 г. Локальные акты: Положения: о
Центре дополнитель- об Аналитическом центре. - Должностные инструкции на все должности в школе - Утвержденные в МИОО и ОМЦ образовательные программы всех объединений ДО, элективных курсов. |
Подготовить проект Устава Центра образования «Школа здоровья» к 2009 году. Пройти аттестацию и лицензирование школы на получение нового статуса. Разработать дополнительные модули к образовательной программе школы. Разработать новые локальные акты школы, регламентирующие разработку новых компонентов образовательного процесса школы. |
2. Административные ресурсы. |
5,5 ставок заместителя директора, работают 7 человек: Зам. директора по УВР I ст.; Зам. директора по УВР II и III ст.; Зам. директора по НМР; Зам. директора по экспериментальной работе; Зам. директора по дополнительному образованию и музейному делу; Зам. директора по здоровьесбережению; Зам. директора по воспитательной работе. Созданы и действуют: Педсовет; Методсовет; Совет школы; Центр дополнительного образования и музейного дела; Центр здоровья и развития учащихся, Аналитический центр школы |
Ввести в штатное расписание еще 1,5 ставки заместителей директора для оплаты труда всех заместителей. Преобразовать методические объединения в методические предметные кафедры Продолжить создание эффективной управленческой модели, работающей в интересах учащихся и коллектива, как одного из принципов управления качеством образования. |
3. Кадровые ресурсы |
Общее число сотрудников: 86 Педсостав: 63 человек Высшая квалификационная категория – 24 чел., (38%). I квалификационная категория – 20 чел., (31,7%). II квалификационная категория – 16 чел., (25,4%). Кандидаты наук – 2 человека. Аспиранты – 1 чел. Грант Москвы - 3 человека. Президентская премия – 1 человек Почетный работник образования РФ – 11 человек; Отличник Народного просвещения - 3 человека. Награждены правительственными наградами – 20 человек. |
– Подготовить новые кадры для преподавания новых предметов; – Подготовить специалистов по музейной педагогике; – Обеспечить Центр здоровья и развития медицинским персоналом; – Довести уровень педагогического мастерства до: Высшая кв. категория – до 45% I кв. категория – до 35%. Организовать на базе школы постоянно действующие семинары и мастер-классы по гимназическом и профильному образованию, музейному делу.
|
4. Научно-методические ресурсы |
– Научно-методический Совет; – 12 методических объединений; – Ежегодный фестиваль открытых уроков и проектов; – Система мастер-классов по проектно-исследовательской деятельности; – Школа молодого учителя; – Школа наставников; – Международные круглые столы (Россия – Украина – Белоруссия); – Международные мастер-классы (Россия – Украина - Белоруссия). |
– Усилить методическую и дидактическую подготовку учителей; – Организовать подготовку музейных сотрудников: руководителей, специалистов; – Организовать повышение квалификации педагогов по валеологии и здоровьесбережению; – организовать методическую разработку нового учебного плана с учетом профилизации школы; – Усилить работу по организации подготовки учащихся школы к ЕГЭ; – Разработать концепцию развития музейного комплекса; – Подготовить кадры для работы с новыми информационными ресурсами. |
5. Материальные ресурсы |
ТСО и компьютерная техника Компьютеров - 33 шт. (из них 13 типа P-I); Принтеров – 9 шт.; Сканеров – 4 Мультитмедиа проекторов - 4; Копировальных аппаратов – 1; Музыкальных центров – 32; TV – 22 штуки Видео и DVD проигрывателей – 23; Факсов – 1; Обеспечение спортивным оборудованием - 95%; Обеспечение медицинским оборудование – 85%; Ионизаторы, увлажнители, очистители – 95%; Питьевая вода, кулеры – 85%; Учебно-методическое
и демонст- Помещения: - 1 столовая; - 1 библиотека; - 1 медицинский кабинет; - 1 стоматологический кабинет; - 1 кабинет Центра здоровья и развития учащихся (массаж, скрининг-диагностика зрения, фитотерапия); - 26 учебных кабинетов; - 2 лаборантские; - 9 музеев; - 1 актовый зал; - 1 спортивный зал; - 1 хореографический зал, ЛФК; - 1 тренажерный зал; - 1 кабинет психологов; - 1 кабинет логопеда. |
– Довести оснащенность учебных кабинетов учебно-методическим и демонстрационным оборудованием до 100%; – Обеспечить полное соответствие статусу «Школа здоровья» наличием медицинского оборудования и спортивного инвентаря; – Довести оснащение музейных помещений современной компьютерной техникой до 100%; – Обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм путем проведения капитального ремонта школы в 2008 году и строительства компенсирующей пристройки в 2008 году и передачи второго учебного корпуса – здания школы №383. |
6. Ресурсы общественного управления |
- Совет школы; - Совет родительской общественности; - Совет ветеранов IV Армии Западного фронта – шефов школы; - Совет старшеклассников – президентский Совет республики STAR (10-11 классы); - Совет ДО «Искатели» (5-9 классы); - Молодежная переговорная площадка (с администрацией школы, с представителями Управы, с Советами старшеклассников других школ, с представителями молодежного движения других стран и т.д.). |
- Создать Управляющий Совет. - Создать детскую организацию «Искорки» для учащихся 1-4 классов. |
5.5 Экспертиза и мониторинг запланированного результата.
Критериями эффективности и результативности
реализации программы будут выступать:
1. Согласованность основных
направлений реализации данной Программы развития школы с Федеральной, городской
и окружной Программами развития образования.
2. Рост созидательной активности и уровня
самосознания учащихся в процессе становления личности, воспитании
гражданственности и патриотизма.
3. Влияние образовательной и
воспитательной систем школы на развитие образовательного пространства района,
округа, города.
4. Рост материально-технического и ресурсного обеспечения
образователь-ной среды школы.
5. Рост личностных достижений всех
участников образовательного процесса.
Реализация данной Программы в течение
2007 – 2010 гг. позволит обеспечить:
- доступность качественного
образования;
- обновление содержания образования,
обеспечивающее достижение социальной компетентности обучающихся как гарантии их
социальной защищенности;
- развитие личной инициативы
учащихся, роста их гражданского самосознания и ответственности;
- внедрение государственно –
общественных форм управления;
- создание эффективной системы
мониторинга и диагностики;
- укрепление кадрового потенциала,
повышение социального статуса работников образования.
6. Финансовый план реализации данной Программы.
С переходом учреждения на
самостоятельный баланс у школы появится больше возможностей материального
стимулирования сотрудников школы за активное участие в реализации данной
Программы.
С созданием Управляющего Совета ОУ
(2008 год) и при поддержке родительской общественности, а также социальных
партнеров на территории микрорайона школы наше образовательное учреждение
получит возможность частичного финансирования данной Программы из внебюджетных
источников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К Программе развития ГОУ Средней
общеобразовательной школы
«Школы здоровья» №384 Западного окружного управления образования Департамента
образования г. Москвы на 2007-
«Школьный музей: взгляд из прошлого в будущее».
Формирование
ключевых социальных компетенций учащихся через проектирование единого
воспитательного пространства школы
средствами музейной педагогики.
Финансовый план реализации данной Программы.
№№ |
Наименование |
Единица измерения |
Кол-во |
Цена (руб.) |
Сумма (руб.) |
В целях развития музейного комплекса
школы |
|||||
1. |
Витрина двойная с подсветкой зеркальная |
Шт. |
10 |
10800.00 |
108000.00 |
2. |
АРМ руководителя музея (системный блок+монитор) |
Шт. |
10 |
30000.00 |
300000.00 |
3. |
Мультимедиапроектор Toshiba |
Шт. |
2 |
70000.00 |
140000.00 |
|
Итого: 3 наименования |
|
|
|
548000.00 |
В целях развития системы
дополнительного образования |
|||||
4. |
Музыкальный
центр Philips WACS7000/22 |
Шт. |
1 |
36 990.00 |
36 990.00 |
5. |
Музыкальный
центр |
Шт. |
1 |
23 479.00 |
23 479.00 |
6. |
Ресивер Yamaha RX-V61 RDS T |
Шт. |
1 |
21000.00 |
21000.00 |
7. |
Ресивер Denon AVR -1908 S |
Шт. |
1 |
25390.00 |
25390.00 |
8. |
Радиомикрофон Arthur Forty PSC VHF AF-104 |
Комплект из 4-х шт. |
1 |
9 410.00 |
9 410.00 |
9. |
Мультимедийный проектор Acer PD528W
|
Шт. |
1 |
41 249.00 |
41 249.00 |
10. |
Мультимедийный проектор INFOCUS IN36
|
Шт. |
1 |
39 742.00 |
39 742.00 |
11. |
Колонки
MONITOR AUDIO silver RS6 O
|
Комплект, (2 шт.). |
4 |
31190.00 |
124760.00 |
12. |
Интерактивная доска ACTIVboard 50
|
Шт. |
2 |
64990.00 |
129980.00 |
|
Итого: 9 наименований |
|
|
|
452000.00 |
Итого: 12 наименований
на общую сумму 1000000.00 рублей
Календарный план мероприятий по реализации Программы
I этап Прогностический организационный
Сроки |
Мероприятия |
Предполагаемый результат |
Участники |
Сентябрь 2007- Январь 2008 |
Осуществление мониторинга мнения учащихся, родителей, педагогов о новой программе развития школы на 2008-2010гг. |
Разработка стратегии ОУ |
Совет школы (учащиеся, родители, педагоги, ветераны) |
2007-2008 |
Создание авторской программы «Развитие и воспитание культуры ребенка на музейных площадках школы» |
Объединение усилий педагогической и родительской общественности по воспитанию культуры учащихся школы |
Методсовет, педсовет, Совет школы |
2007 - 2008 |
Создание сайта музейного комплекса |
Привлечение внимания родительской общественности и учащихся к работе Музейного комплекса |
Центр дополнительного образования и музейного дела |
Январь – май 2008 |
Коррекция структуры Управления и управленческий цикл ОУ |
Новая структура управления ОУ |
Администрация |
Январь 2008 |
Публичное обсуждение и презентация Программы |
Родительское собрание, выступления, публикации в СМИ |
Все участники образовательного процесса |
Июнь-август 2008 |
Создание проектных групп для реализации программы |
Проекты и презентации |
Педсовет |
Октябрь2007 – март 2008 |
Создание детского научного общества |
Повышение мотивации учащихся к инновационной деятельности |
Методсовет, Совет школы |
Июнь 2008 |
Осуществление педагогического мониторинга ресурсного обеспечения программы |
Итоговый анализ за учебный год по оценке всех ресурсов ОУ |
Заместители директора по УВР, НМР, экспериментальная работа, ВР, руководители структурных подразделений |
II этап Внедренческий
Сроки |
Мероприятия |
Предполагаемые результаты |
Участники |
2008-2010 |
Совершенствование научно-методической базы |
Улучшение условий для реализации проекта |
Администрация, Методсовет |
2008-2010 |
Совершенствование материально-технической базы |
Создание условий для реализации программы |
Администрация, Совет школы |
2008-2010 |
Совершенствование и компьютеризация учебно-воспитательного процесса |
Повышение уровня ключевых компе-тенций учащихся и педагогов |
Администрация |
2008 - 2010 |
Расширение и совершенствование сети дополнительного образования |
Увеличение числа учащихся, охваченных дополнительным образованием |
Центр дополнительного образования и музейного дела, Совет родительской общественности |
2008-2010 |
Развитие музейного комплекса школы |
Усиление творческой активности учащихся, повышение мотивации к обучению |
Центр дополнительного образования и музейного дела, Совет родительской общественности |
2008 -2010 |
Оптимизация системы взаимодействия основного и дополнительного образования |
Повышение мотивации учащихся к обучению |
Педсовет, Методсовет, Совет школы |
2008-2010 |
Развитие и расширение сети внешнего социального партнерства |
Социализация личности учащихся |
Администрация, Совет школы |
2008 - 2010 |
Реализация международных проектов |
Усиление творческой активности учащихся |
Администрация, Совет школы |
2008 - 2010 |
Активное привлечение родительской общественности в реализации программы |
Создание условий для повышения мотивации учащихся и реализации Программы |
Совет школы, Совет родительской общественности, Совет ДО «Искатели», Совет президентской республики «Star» |
2008 - 2010 |
Работа в рамках 4 ГЭП в свете реализации Программы |
Создание условий для повышения мотивации учащихся |
Методсовет, Педсовет |
2008 - 2010 |
Участие в фестивалях, смотрах, конкурсах различного уровня |
Повышение творческой активности учащихся, чувства патриотизма |
Методсовет, Педсовет, Совет школы, Совет ДО «Искатели» |
2008 - 2010 |
Организация и проведение III, IV, V международного фестиваля Детского творчества «Московская весна» |
Повышение творческой активности учащихся, чувства патриотизма |
Администрация, Совет школы, Совет ДО «Искатели» |
2008 - 2010 |
Развитие детского научного общества |
Повышение мотивации учащихся к обучению |
Методсовет, Совет президентской республики «Star» |
2008 - 2010 |
Создание мини-типографии школы |
Повышение мотивации учащихся к обучению |
Администрация, Методсовет, Совет школы |
2008 - 2010 |
Создание медиатеки дополнительного образования и музейного дела |
Повышение мотивации учащихся к обучению |
Методсовет, Центр дополнительного образования и музейного дела |
2008-2010 |
Апробация авторской программы «Развитие и воспитание культуры ребенка на музейных площадках школы» |
Повышение культурного уровня обучающихся, педагогов, родителей |
Все участники образовательного процесса |
2008 - 2010 |
Промежуточный мониторинг результатов реализации Программы |
Аналитическая справка, презентация |
Аналитический центр школы |
III этап Заключительный, аналитический
2010 январь |
Отчет о реализации Программы перед родителями и ученическим сообществом |
Аналитическая справка, презентация |
Администрация, Аналитический центр |
2010 февраль-март |
Итоговый мониторинг результативности Программы |
Диаграммы, схемы, аналитические справки |
Аналитический центр школы |
2010 апрель - июнь |
Издание печатных материалов по итогам реализации Программы |
Создание библиотеки печатных работ педагогов и учащихся |
Администрация, Методсовет |
Структура управления
Центра дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384
ЗОУО ДО г. Москвы
Культурно-исторический музейный комплекс «Мое Отечество» |
||||||||||
Музей боевой славы им.
Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии, рук. Мельникова Г.П. |
Музей истории района и города
«Моя малая родина» Рук. Огородникова О.Н. |
Музей истории русского быта Рук. Сысорова О.С. |
Музей народного костюма
«Светлица» Рук. Артеменкова Т.А. |
Музей народных инструментов
Рук. Фролова Л.И. |
Музей игры и игрушки
«Забавушка» Рук. Буравская Е.А. |
Литературный Музей «В гостях у сказки» Рук. Александрова Л.С. |
Музей «Наследие великих
городов» Рук. Хохлова И.С. |
Музей «Компьютерный век» Рук. Зателепин В.В. |
Перспективные музеи (5) Открытие 2008-2010 годы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр ДО (дополнительного образования) и музейного дела ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система дополнительного
образования: 23 клуба; 10 студий; 8 секций; 13 кружков. |
|
Специалисты 4 специалиста музея; 1 художник; 2 вожатых. |
|
Проектно-исследовательская группа: 18 человек проектная группа; 50 человек занимаются эксперимен-тальной деятельностью 4 научных руководителя. |
|
|||||
Схема взаимодействия
культурно-исторического комплекса
ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384
ЗОУО ДО г. Москвы (вне школы)
Управа района «Можайский» |
|
МосГорСЮТур |
|
ЗОУО ДО г. Москвы |
|
|
|
|
|
Совет ветеранов района «Можайский» |
|
|
|
Совет ветеранов IV армии Западного фронта |
|
|
|
|
|
Центр гражданского и патриотического воспитания г. Москвы |
|
Культурно-исторический комплекс «Мое Отечество» |
|
Комитет ветеранов г. Москвы |
|
|
|
|
|
Клубы по месту жительства «Отражение» «Горизонт» |
|
|
|
Мемориальный комплекс «Брестская-крепость- герой», Белоруссия |
|
|
|
|
|
Библиотеки №147 и №38 |
|
|
|
Школа №20 Г. Брест, Беларусь |
|
|
|
|
|
ОУ района и города(д/сады и школы №№589, 587, 811, 714, 383, 65, 1195, 802, 888, 760, 97, 37) |
|
Мэрия г. Николаева, Украина |
|
Школы-побратимы г. Николаева, Украина |
Схема взаимодействия
культурно-исторического комплекса
ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384
ЗОУО ДО г. Москвы (внутри школы)
Центр ДО и музейного дела школы |
|
Администрация школы |
|
Совет школы |
|
|
|
|
|
Президентская республика STAR школы (10-11 кл.) |
|
|
|
Детская организация «Искатели» школы (5-9 классы) |
|
|
|
|
|
Система ДО |
|
Культурно-исторический комплекс «Мое Отечество» |
|
Система воспитательной работы |
|
|
|
|
|
Проектные группы учителей и учащихся |
|
|
|
МО учителей-предметников гуманитарного и естественного цикла. |
|
|
|
|
|
Методсовет |
|
|
|
МО классных руководителей |
|
|
|
|
|
Общешкольный родительский комитет |
|
МО руководителей музеев школы |
|
Специалисты школы |
Динамика развития ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384 ЗОУО ДО
г.Москвы
1965 |
1970 |
1991 |
1999 |
2001 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Открытие
школы-восьмилетки |
|||||||||||||
|
Открытие
музея боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии |
||||||||||||
|
|
Реорганизация
школы в среднюю общеобразовательную
школу. |
|||||||||||
|
|
|
Заключение
договора о сотрудничестве с МАТИ-РГТУ им. Циолковского (Школа-ВУЗ) |
||||||||||
|
|
|
|
Реорганизация
школы в ГОУ СОШ №384 Открытие
ОЭП «Классический подход и новые формы в обучении младших школьников» Заключение
договора о сотрудничестве с в/ч 51855 МЧС РФ |
|||||||||
|
|
|
|
|
Открытие
первой ГЭП «Воспитательное пространство округа – социокультурная
инфраструктура детства» I уровень Заключение
договоров о взаимном сотрудничестве со
школами г. Николаева, Украина Создание
детской организации «Искатели» (5-9 классы) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
Открытие
гимназических классов Открытие
ГЭП «Человек в культуре: становление мировоззрения» I уровень Открытие
музея Истории русского быта. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Получение
статуса «Школа здоровья» Открытие
ГЭП «Разработка комплексной программы школьных здоровьесберегающих
технологий» I ур. Открытие
музея музыкальных инструментов «Соловушка» Открытие
музея народного костюма «Светлица» Открытие
музея истории района и города «Моя малая Родина» Создание
президентской республики STAR
(9-11 классы) Создание
Центра здоровья и развития |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытие
ГЭП «Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях» II уровень Открытие
музея игры и игрушки «Забавушка» Открытие
литературного музея «В гостях у сказки» Создание
культурно-исторического музейного комплекса «Мое отечество» Начало
сотрудничества с МЭСИ ГЭП
II уровня «Воспитательное пространство округа - социокультурная инфраструктура детства» Создание
Центра дополнительного образования и музейного дела. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытие
Аналитического центра школы Открытие
музея «Наследие великих городов» Открытие
музея вычислительной техники «Компьютерный век» |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытие
музея «Азбука»; Открытие
музея «XX век» Апробация
авторского курса по музейной педагогике. Открытие
профильных классов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Открытие
ГЭП «Развитие культуры ребенка на музейных площадках школы» Открытие
музея «Мое родное Подмосковье» |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переход
к новому статусу - Центр образования «Школа здоровья» |
||
Организация и проведение окружных, городских и международных
семинаров, Круглых столов.
Дата |
Тема, вид |
Уровень |
Участники |
18.12.2002 |
Проведение семинара «Гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника» |
Окружной |
Председатель МО, воспитатели ГПД |
20.01.2003 |
Участие (выступление) на семинаре «Из опыта работы дополнительного образования в школе» |
Окружной |
Председатель МО, воспитатели ГПД |
20.02.2003 |
Проведение семинара «Гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики» |
Окружной |
Заместители директоров по ВР |
20.03.2003 |
Проведение семинара «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики» |
Окружной |
Председатели МО |
14.10.2003 |
Проведение семинара «Система работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников». |
Окружной |
Заместители глав управ ЗАО, представители префектуры ЗАО |
18.12.2003 |
Проведение семинара «Роль школьного музея в системе гражданско-патриотического воспитания учащихся». |
Городской |
Председатели советов ветеранов Московской секции |
17-18.02. |
Участие (выступление) директора школы и основателя школьного музея на семинаре «Воспитание толерантности и дружбы учащихся разных национальностей» |
Городской |
Представители Департамента образования Москвы, ЗОУО ДО, Советы ветеранов педагогического труда. |
29.10.2004 |
Проведение семинара «Система работы школы по повышению качества образования» |
Окружной |
Заместители директоров II и III ступени, зам. по НМР |
17.12.2004 |
Проведение семинара «Исследовательская и проектная деятельность учащихся и педагогов на уроках и во внеурочное время». |
Окружной |
Заместители директоров по НМР, экспериментальной работе, УВР. |
16.02.2005 |
Проведение семинара «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в рамках ГЭП «Воспитательное пространство округа - социокультурная инфраструктура детства». |
Городской |
Представители общественных организаций Москвы, Департамента образования, ЗОУО ДО г. Москвы, Центра патриотического воспитания ДО. |
05.04.2006 |
Международный фестиваль детского творчества «Московская весна» |
Международный |
Детские творческие коллективы Москвы и Украины |
06.04.2006 |
Международный Круглый стол по вопросу реализации международного проекта «Славянские традиции – от истоков до современности». |
Международный |
Педагогические коллективы школ г. Николаева, Украина и г. Москвы, Россия |
07.04.2006 |
Международная молодежная переговорная площадка |
Международный |
Советы Старшеклассников школ г. Николаева, Украина и г. Москвы, Россия |
10.11.2006 |
Межрегиональная научно-практическая конференция «Музеи в новом информационном пространстве» |
Межрегиональный |
Сотрудники МосГорСЮТур, представители 9 городов России и Белоруссии. |
24.11.2006 |
Городской семинар «Музейный комплекс – пределы роста» |
Городской |
Сотрудники МосГорСЮТур, специалисты музеев всех округов Москвы. |
15.02.2007 |
Городской семинар «Военно-исторический музей для детей и вместе с ними» |
Городской |
Центр гражданско-патриотического воспитания г. Москвы, специалисты музеев всех округов Москвы, научные сотрудники государственных музеев г. Москвы, председатели СВ округов |
18.04.2007 |
Окружной семинар «Преподавание москвоведения с использованием музейной педагогики» |
Окружной |
Методисты, учителя школ Западного округа |
11.10.2007 |
Проведение международного Круглого стола по вопросу создания и реализации проекта «Язык для мира и добра» |
Международный |
Администрация и педагоги школы №20 г. Бреста и ГОУ СОШ №384 г. Москвы |
29.01.2008 |
Окружной семинар «Организация поискового движения в школах Западного округа» |
Окружной |
Председатели районных Советов ветеранов, представи-тели Управы, заместители директоров школ |
07.02.2008 |
Окружная конференция Детских общественных объединений ЗАО |
Окружной |
Представители Детских обществен. объединений ЗАО |
Динамика достижений обучающихся (за три последних года)
Критерий |
2004-2005 |
2005-2006 |
2006 - 2007 |
Успеваемость (%) – начальная школа; – основная школа; – старшая школа; – общая по ОУ; |
100% 100% 100% 100% |
100% 100% 100% 100% |
100% 100% 100% 100% |
Качество обученности (%) – начальная школа; – основная школа; – старшая школа; – общая по ОУ; |
61.6% 41.5% 28.8% 48.9% |
60% 43.5% 33.3% 49.4% |
61,8% 46,5% 41,2% 51,47% |
Отчисления из школы учащихся до достижения ими 15-тилетнего
возраста |
- |
- |
- |
Печатные работы педагогов школы за последние 3 года
№ |
Название работы |
Автор |
Издательство и издание |
Дата публикации |
1. |
«Организация и проведение военно-спортивной игры Зарница» |
Выступец Н.П., директор |
Журнал «Директор школы» |
№5, 2007 год |
2. |
«Рабочая тетрадь по химии.11 класс» (60 уроков) |
Микитюк А.Д. |
Газета «Химия», издательство «Первое сентября» |
№11, 2005 год - №16 2006 год (28 номеров) |
3. |
«Рабочая тетрадь по химии. 8 класс» (60 уроков) |
Микитюк А.Д. |
Газета «Химия», издательство «Первое сентября» |
№11, 2007 год – по настоящее время |
4. |
«Рабочая тетрадь по химии. 8класс» |
Микитюк А.Д. |
Издательство «Просвещение» |
2007 год |
5. |
«Заколдованный лес» |
Андросова Ю.В. |
Журнал «Психолог», издательство «Первое сентября» |
2007 год |
6. |
«Формирование ЗОЖ подростков на уроках биологии» |
Артамкина Н.М. |
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебный год», издательство «Первое сентября» |
2006 год |
7. |
«Использование дополнительного образования в преподавании английского языка» |
Татарских И.Г. |
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебный год, издательство «Первое сентября» |
2006 год |
8. |
«Литературно-музыкальный салон для педагогов «Сентябрьские письма»» |
Ячевская Т.А. |
Журнал «Практика административной работы», приложение к журналу «Директор школы» |
2007 год |
9. |
«Система работы школы №384 по гражданско-патриотическому воспитанию» |
Выступец Н.П. Мельникова Г.П. Федорова Н.В. |
«Творческий мир воспитания» научно-методический сборник |
2002 год |
10. |
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики» |
Выступец Н.П. |
Сборник ЗОУО ДО «Воспитательное пространство округа» |
2003 год |
11. |
«Где погибли мои земляки? (Продолжим книгу Памяти). Сборник материалов о работе поисковых отрядов |
Мельникова Г.П. |
Сборник статей Издатель Министерство образования РФ между- Народная ассоциация общественный поиско-вых объединений. |
2004 год |
12. |
Разработка классного часа «И помнит мир спасенный» |
Хохлова И.С. |
Журнал «Классный руководитель» |
2005 год |
13. |
«Дидактические игры на уроках математики» |
Буравская Е.А. |
Журнал «Начальная школа» |
2004 год |
14. |
«Художественное описание предмета декоративно-прикладного искусства» |
Чебаненко А.А. |
Газета «Первое сентября» |
2007 год |
15. |
«Система воспитательной работы школы №384» |
Выступец Н.П. |
Календарь – спутник организатора воспитания юных москвичей на 2002-2003 учебный год |
2002 год |
16. |
«Творческий мир воспитания» |
Мельникова Г.П. |
Сборник материалов о работе поисковых отрядов России (Продолжим книгу памяти) |
2004 год |
17. |
«Сборник задач по неорганической химии» |
Микитюк А.Д. |
Издательство «Экзамен» |
2007 год |
18. |
Методические рекомендации по организации уроков здоровья |
Савченко И.А. |
Журнал «Директор школы» |
2005 год |
19. |
«Переживем экзамены» |
Андросова Ю.В. |
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебный год, издательство «Первое сентября» |
2008 год |
20. |
«Русское чаепитие» |
Филипетян А.К. |
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебный год, издательство «Первое сентября» |
2008 год |
21. |
«Географическая среда: среда обитания или среда выживания?» |
Кочетова А.С. |
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 учебный год, издательство «Первое сентября» |
2008 год |
Наши награды за последние 5 лет
Грамоты и дипломы международного уровня |
32 |
Грамоты и дипломы российского уровня |
12 |
Грамоты и дипломы городского уровня |
51 |
В 2007 году школа стала лауреатом
Всероссийского конкурса «Во имя жизни на Земле», а также информация о школе
внесена в энциклопедию «Лучшие люди России»
и «Одаренные дети – будущее России». Информационная справка о школе и
биографические справки 9 педагогов напечатаны в Биографической энциклопедии
«Педагоги Москвы», том I, 2007 год.
СМИ о школе
С 2002 – 2007 год о нас писали в газетах:
«Учительская газета», «Московская правда», «Солидарность»,
«Московский комсомолец», «Настоящее. Запад», «Про нас», «Можайский»,
«Пионерская правда», «Вечерний Брест», «Вечерний Николаев».
Кроме того, о нашей школе в эфир вышла передача радиостанции
«Маяк», снято 15 передач ТВ ЗАО, мы принимали участие в 5 прямых эфирах ТВ
Столица, о нас есть материал в книге «Западный округ. Игра на опережение»,
книге «Брестская крепость. Продолжение истории».