Статья лПервая школа Здоровья в Можайском╗.

 
 

Газета "Можайский" №1 за 2006 год

 
 

   Здоровье Ч это самое ценное, что есть в жизни человека. Сохранение здоровья детей, как физического, так и психологического, социального, Ч одна из главных задач сегодняшней современной педагогики.

   Каждая школа решает эту задачу по-своему. Предпосылки возникновения проблемы:
Ч   стрессогенность жизненных ситуаций;
Ч   проблемы большого города;
Ч   возрастающий информационный поток;
Ч   выживание в условиях современной, насыщенной информационной цивилизации;
Ч   агрессивный поток от СМИ;
Ч   низкая двигательная активность детей.

    В целом для российской действительности характерна социальная депривация, т. е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
   1 сентября 2005 года в Можайском районе появилась первая школа Здоровья. Это совсем не новостройка и не учебное заведение, где все дети здоровы. Это обычная общеобразовательная школа № 384, которой как раз исполнилось 40 лет. Но ведь, наверное, чем-то она отличается от всех других образовательных учреждений района, раз получила такой статус?
    Как нам рассказала директор этой школы Наталья Петровна Выступец, активная работа по сохранению и укреплению здоровья детей началась здесь в 2001 году. Именно тогда педколлектив сделал эту задачу приоритетной для школы. Именно тогда была разработана программа лЗдоровье╗ на 2002Ч2007 гг., которая воплощается в жизнь. Что можно сделать в обычной массовой школе для того, чтобы хоть немного облегчить нелегкую жизнь сегодняшнего школьника? Проведите простые вычисления, и вы ужаснетесь. Ученик 9Ч11-го классов обычной массовой школы находится в ней с 8.30 до 15.05(6Ч7 уроков), далее Чиндивидуальные занятия и факультативы по различным предметам       (1-2 часа), да еще домашние задания, на которые согласно санитарным нормам в этих классах отводится 3Ч3,5 часа. Итого 10Ч12,5 часов учебного времени, не считая курсов в вузах и колледжах и т. д. А если еще классы повышенного уровня, гимназические, профильные и другие? Нагрузки, конечно же, увеличиваются. О каком здоровьесбережении может идти речь? И все же попробовать стоит. Для этого в Москве развивается сеть школ здоровья. Сегодня в столице их 77, в Западном округе Ч 13, а в нашем районе пока одна Ч наша школа № 384.
    Каждая школа здоровья идет по своему пути. Это зависит от множества причин: состояния здоровья обучающихся, кадрового потенциала школы, материально-технической базы и, конечно же, огромного желания всего педколлектива и родителей учащихся работать в этом направлении. За эти годы в нашей 384-й сделано многое. Сегодня дети имеют возможность дважды в день получать горячее бесплатное питание за счет средств федерального бюджета. В школе разумно организовано чередование учебы и отдыха. Обучение ведется в режиме триместров Ч 5Ч6 учебных недель и 1 неделя каникул чередуются весь год. Эта одна из важнейших здоровьесберегающих технологий позволила снизить утомляемость как детей, так и педагогов, а также избежать пика самой тяжелой и большой III четверти. Сегодня в режиме триместров работает более 30 % школ Москвы. Наши дети получают ряд дополнительных профилактических и общеукрепляющих услуг и процедур, такие как всеобщая витаминизация, обработка горла раствором люголя в осенний и весенний периоды, прием кислородных коктейлей и фиточая 2 раза в год, индивидуальный массаж по показаниям врача и заключениям в медкарте. В школе работают несколько групп ЛФК, группа ОФП, проводятся занятия по хореографии. На каждого ребенка имеется индивидуальная карта здоровья и развития вдобавок к медицинским картам, которые есть в каждой школе. А с 2006 года начинается оформление паспортов здоровья.
   Диспансеризацию и вакцинацию учащихся проводят специалисты-медики. Для организации лечебно-профилактической работы в школе работают медики: врач-педиатр, медсестра общего профиля, 2 медсестры по массажу, медсестра-физиолог, специалист по компьюнтерной диагностике зрения и работе с индивидуальными картами здоровья учащихся. Школа заключила договора с детской поликлининкой № 51, психологическими центрами лЖивые потоки╗ Западного округа и лВзаимодействие╗ Южного округа, лечебно-физкультурным диспансером № 6 ЗАО. Для организации медико-психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в школе работают 4 психолога, учитель-логопед и социальный педагог. Курирует работу медико-психологической службы заместитель директора по программе лЗдоровье╗.
    Все педагоги повышают свой уровень по вопросу здоровьесбережения на педсоветах, круглых столах и различных курсах.
    На уроках проводятся физкультминутки и динамические паузы, релаксации. В 1-х классах в течение всего года обязательно проведение динамических часов на свежем воздухе.
    Уроки сочетают в себе традиционные и нетрадиционные формы, такие как урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-КВН, урок Ч защита проекта и т. д.
    Вообще, проектная и исследовательская денятельность в школе развивается очень активно, а это одна из важнейших здоровьесбереганющих технологий. По итогам прошлого года учащиеся и педагоги школы получили более 15 призов за лучшие проекты по различной тенматике на конкурсах в округе, в г. Москве, России и один Ч на международном конкурсе.
    Учебная жизнь тесно свялана с внеклассной работой и дополнительным образованием. Для этого в школе организовано 32 объединения: студии, клубы, секции. Все они помогают ребенку укрепить здоровье. Хоровая студия развивает дыхательный аппарат, укрепляет диафрагму, сердечную мышцу, повышает настроение. Вообще, как утверждают медики, если каждый день петь по полчаса, риск заболевания гриппом и ОРВИ снижается в 10 раз.
  
Танцевальных студий у нас 4 для всех возрастов. А ведь это движение, тренировка мышц, выработка координации, укрепление сосудов и сердечной мышцы. Про спортсекции я уже не говорю: турклуб, ушу, волейбол, баскетбол, велоклуб, настольный теннис, ОФП, ЛФК. А еще мы рисуем, лепим, вяжем, вышиваем, сажаем цветы, ставим спектакли, ходим в горы, плаваем по рекам на байдарке и очень много совершаем экскурсий по городам России, СНГ

Летом мы замечательно отдыхаем: и в шконле, и на море. Ежегодно при школе работает оздоровительный лагерь для 1Ч6-х классов, лагерь труда и отдыха для 8Ч10-х классов, а также организуются 2 смены на Черном и Азовнском морях согласно договору о международнном сотрудничестве с г. Николаевом (Украина). Наш турклуб проводит экспедиции по Карелии, Краснодарскому краю, Приэльбрусью. Последние 3 года мы получаем награды от Западного окружного управления образования за лучшую организацию летней оздоровительной кампании. Конечно же, многого мы не смогли бы, если бы не было такого понимания со стороны родителей. С их помощью во всех классах теперь разноуровневая мебель, строго соответствующая росту ребенка. А ведь заболевания опорно-двигательного аппарата детей в Москве, да и в России, Ч вопрос № 1.
    В 70 % школьных кабинетов и рекреациях есть ионизаторы и увлажнители воздуха. А это решение таких проблем, как снижение респинраторных заболеваний, аллергических реакций, уменьшение заболеваний органов дыханния. Ионизаторы очищают воздух на 99 %, нансыщая его ионами, свежестью горного воздуха. У малышей 1Ч4-х классов есть и большой ковер для игр, и детская мебель, и горки, и мольберты. Несколько раз в год проводятся Дни здоровья. В такие дни мы не учимся за партами, а познаем жизнь на природе, организуем спортивные соревнования на школьном стадионе, или турслет в Полушкино, или играем в лЗарницу╗ в лесу у этой деревни. Вопрос укренпления здоровья педагогов в коллективе тоже под контролем. Администрацией школы совместно с профсоюзным комитетом ежегодно разрабатывается план по данному вопросу. Для учителей организуются экскурсии, посещение театров, бассейна, выезды на природу, совместный отдых на Украине, на море. В 2005 году было охвачено организованным летним отдыхом от школы 30 % учащихся, 33 % педагогов.
    В школе сложилась теплая, семейная атмосфера, чувство одной большой семьи у всех Ч от первоклассника до директора. Оно помогает пережить трудности, учит быть добрее и терпимее друг к другу. А ведь у нас дети и сотрудники 37 национальностей! Чувство дома и семьи делает обучение ребенка в школе комфортным, что снижает многие негативные воздействия и укрепляет психическое здоровье.
    Работа по здоровьесбережению многогранна и бесконечна, На сегодняшний день удалось снизить заболеваемость простудными заболеваниями в 3 раза, обострений хронических болезней стало меньше в 1,5 раза.
    Школа работает в режиме полного дня, после уроков дети могут поесть, сделать уроки, погулять, поиграть и идти домой. Но они в школе и до 19, и до 20, и до 21 часа,
    Наверное, потому, что им здесь хорошо и интересно. А значит Ч совсем некогда болеть.

 
  На главную  
  Назад  

 

Используются технологии uCoz