Как мы создавали «Школу здоровья» |
||||
Н.П. Выступец Директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» №384 |
||||
«Школа здоровья» - не так давно появившееся понятие. Многие родители, услышав это название, штурмуют эти школы уже сегодня, не совсем уяснив для себя, что же это такое. Да, их можно понять. Двух, а то и трехразовое питание за счет бюджета столицы, профилактические и оздоровительные мероприятия, огромный выбор дополнительного образования. И все это бесплатно. Но не нужно заблуждаться, что ребенок, поступивший в такую школу больным, заканчивает ее здоровым. Давайте посмотрим, с чем сталкиваются педагоги сегодня? От 20 до 50% старшеклассников в разных регионах России ограничены в выборе профессии из-за состояния своего здоровья. Около 25% старшеклассниц имеют различные нарушения репродуктивной системы (т.е. рождение детей у них либо невозможно вообще, либо будет представлять отдельные трудности). За счет ухудшения здоровья наблюдается устойчивое снижение годности призывников к военной службе. Более 28% юношей не могут быть призваны в армию по состоянию здоровья. (Данные на 2003 год). Отличается рост числа социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний: увеличился процент детей, употребляющих алкоголь и наркотики. Растет заболеваемость психическими болезнями и т.д. Делаем неутешительные выводы: мы учим больных детей. И главная задача педагогики сегодня – сделать обучение щадящим и привлекательным, пребывание ребенка в школе – комфортным, микроклимат добрым, семейным, Вот это будут главные здоровьесберегающие технологии в любой школе сегодня. А если к этому добавить все названное выше, то можно смело говорить о хорошей «Школе здоровья». Конечно, это долгая подготовительная работа, серьезная нормативная и методическая база, высокопрофессиональный коллектив, тесный контакт с родительской общественностью и огромное желание всех участников образовательного процесса сделать такую школу. В нашем Западном округе таких школ 13. И все они – абсолютно разные: по своей концепции развития, по состоянию МТБ, по возможностям организации питания и оздоровительно-профилактических процедур. Но у всех этих школ общая цель: укрепить и поддержать здоровье ребенка в течение 9-11 лет обучения. Ведь как общеизвестно, эти 9-11 лет за партой – сильнейший стресс для детского организма. Мы, в нашей 384-й, начали работу по подготовке к открытию «Школы здоровья» в 2001 году. Именно тогда педагогический коллектив сделал задачу здоровьесбережения приоритетной. Проводились педсоветы, методсоветы по данной тематике, кипели страсти, но мы твердо шли вперед по намеченному пути. Начали мы работу параллельно по нескольким направлениям: – обучение сотрудников по валеологическому профилю; – обучение сотрудников грамотному проведению физкультминуток и динамических пауз; – введение третьего урока движения в 1-4 классах – хореографии; – введение динамического часа у первоклассников; – создание сети ДО; – перевод учебного процесса в режим триместров; – проведение диагностики состояния здоровья; Уже эти немногие направления нашей работы дали положительную динамику в состоянии сезонной заболеваемости детей, в уменьшении утомляемости учащихся. На следующий год мы увеличили количество детей, охваченных питанием за счет средств бюджета и родительских средств, расширили сеть дополнительного образования, организовали работу двух летних лагерей при школе (ЛОЛ и ЛТО), 2 выездные экспедиции турклуба, ( в Карелию и на Эльбрус). Провели 4 Дня здоровья на природе, организовали неделю военнно-спортивной игры «Зарница» с генеральным сражением в лесу у дер. Немчиново (благо школа расположена рядом с кольцевой автодорогой). Еще мы заключили договор с в/ч 51855 МЧС РФ, и наши дети получили возможность изучать ОБЖ и ГО на базе части, а также мы сделали традиционным проведение военно-спортивных соревнований «А ну-ка, парни!» с воинами части. Общешкольные туристические слеты у той же деревни Немчиново, которые мы проводим в последний сентябрьский день, это настоящий День Счастья в нашей школе. Все вместе (600 человек) в лесу в осенний сентябрьский день мы играем, преодолеваем полосу препятствий, стреляем, лазаем, ползаем, бегаем, поем, а напоследок - едим арбузы. 6-7 часов, проведенных на природе, сближают всех, и любые классы, даже вновь сформированные, становятся единой семьей. Но, что не менее замечательно, это дружба детей всех возрастов. Потому что у нас все праздники и линейки- общешкольные. Понятно, пока учащихся 600-700, это можно сделать. Что будет дальше, сказать сложно, школа растет на глазах, но мы стараемся сохранить это чувство единой семьи, которой очень дорожим, которое дает комфорт, тепло, уют и чувство защищенности нашим детям и педагогам. Чтобы организовать «Школу здоровья», руководитель должен быть грамотным. Поэтому я пошла учиться в МПГУ на валеологические курсы по профилю «Организация школы здоровья» и успешно защитилась по теме «Основы здоровьесбережения школьника в каникулярное время». Почему меня волнует эта тема? Проводя ежегодное исследование и анкетирование родителей на тему «Летний отдых детей», я вижу неутешительную картину: от 40 до 57% детей летним отдыхом не охвачены никак! То есть дети находятся в Москве, без присмотра, целое лето или 2 месяца. Поэтому организация ЛОК для нас особенно актуальна. Ежегодно мы открываем ЛТО и ЛОЛ при школе для учащихся 1-10 классов, выбирая месяц в зависимости от пожеланий родителей. Помимо этого проводили много экспедиций, походов, экскурсий по Подмосковью, другим регионам России и за рубеж. У нас тесное международное сотрудничество с Украиной и Белоруссией. Это позволило нам найти новые возможности для организованного отдыха наших детей на Черном и Азовском морях. Вот уже три года по 2 смены наши дети проводят на море с педагогами, а часто целыми семьями. С 01.09.2005 мы стали «Школой здоровья» и прошли аккредитацию в Департаменте образования г. Москвы. Что представляет собой наша школа сегодня? Что делается для укрепления и сохранения здоровья детей? – Обучение по триместрам, что позволило снять утомляемость, особенно в феврале и марте; – «Уроки здоровья» во всех классах; в 1-3 классах еженедельно по учебнику Касаткина В.Н., 4-11 классах раз в месяц, Эти уроки проводят медики-специалисты и родители-медики; – 4-5 «Дней здоровья» в году: - в декабре – «Веселые старты» и подвижные игры; - в феврале – генеральное сражение военно-спортивной игры «Зарница»; - 7 апреля – Всемирный День Здоровья; - в мае – общешкольный турслет для 6-10 классов. А еще 18 апреля и 18 мая в Дни культурного наследия Москвы мы всей школой выезжаем на экскурсии по Москве и Подмосковью. – Сформированная система дополнительного образования (32 клуба, студии, секции, 7 музеев, 2 детские организации); – хорошо налаженная работа МППС (медико-психолого-педагогической службы) школы и Центра содействия здоровью, в составе которых работают: - 4 психолога; - логопед-дефектолог; - социальный педагог; - зам. директора по программе «Здоровье»; - врач-педиатр; - врач-стоматолог; - врач-аллерголог; - медсестра общего профиля; - 2 медсестры по массажу; - медсестра по физиотерапии; - инструктор по ЛФК; - техник скрининг-диагностики зрения; - специалист по работе с индивидуальным картами здоровья и развития детей; - инструктор тренажерного зала; - тренер-преподаватель по ОФП; – Проведение оздоровительных, общеукрепляющих и профилактических процедур (индивидуально по показаниям врача и коллективно в целях профилактики): - диспансеризация; - вакцинация; - витаминизация; - прием кислородных коктейлей; - прием фиточая; - массаж; - люголизация горла; - санация полости рта; - лечение зубов; - проверка и коррекция зрения; – В школе налажено психологическое сопровождение УВП во всех классах: общеобразовательных, гимназических, КРО; – Школой заключены договора с ЦПМСС «Взаимодействие» ЮАО; «Живые потоки» и «Рублево» ЗАО детской поликлиникой №51 ЗАО, взрослой поликлиникой №143 ЗАО, в/ч 51855 МЧС РФ, двумя школами в г. Николаев, Украина. Все эти организации оказывают большую помощь в работе по здоровьесбережению учащихся. – 70% всех помещений школы (кабинеты, рекреации) оборудованы ионизаторами, увлажнителями, люстрами Чижевского); – Кабинеты начальной школы на 100% оснащены 3-х ростовой мебелью, кабинеты средней школы- на 70% двухростовой мебелью, остальные – новой одноростовой. – В школе много зелени, в кабинетах и рекреациях располагаются более 100 видов растений; вокруг школы много клумб с цветами, посаженными детьми (каждый класс имеет свой цветник или клумбу); – физминутки на уроках проводятся под музыкальное сопровождение, кроме этого предусмотрены релаксация под шум дождя, пение птиц и т.д.; – дети обеспечены 100% 2-х разовым горячим питанием ; – школа работает в режиме ШПД, т.е. дети учатся, отдыхают, получают психологическую помощь и медицинские процедуры до 19-20 часов; – Уроки проводятся в нетрадиционной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-КВН, урок-спектакль, урок-защита проекта. Проектная деятельность широко распространена в нашей школе, а это одна из главных здоровьесберегающих технологий сегодня. Еще один немаловажный фактор: в «Школе здоровья» должны работать здоровые и счастливые педагоги. С этой целью администрацией и ПК школы ежегодно разрабатывается план совместной работы по укреплению здоровья педагогов и др. сотрудников. В этом плане предусмотрены обязательный отдых педагогов и членов их семей на природе (осенью, зимой, весной)коллективное посещение театров, концертов, выездные экскурсии по городам России, посещение бассейнов, выезды за рубеж в рамках международного сотрудничества, совместный отдых на Черном море в рамках договоров с мэрией г. Николаева, Украина, а также вечера отдыха, литературно-музыкальные салоны по различной тематике, вечера песни и т.д. Все это дает возможность сохранять в коллективе теплую, семейную атмосферу, сохранить психологическое здоровье учителя. В нашей школе все улыбаются друг другу, наверное это говорит о многом. Ежегодно проводя диагностику заболеваемости, как хронических болезней, так и сезонных, мы видим, что успехи есть. Например, уже 3 года в период адаптации первоклассников в школе (сентябрь-ноябрь) дети практически не болеют (лишь по 1 ребенку в классах 5-6 дней). В 1-4 классах сезонная заболеваемость снизилась в 3 раза, в среднем – в 1, 5 раза. 3 года назад на втором месте среди хронических заболеваний были заболевания органов дыхания, а сейчас – они на 5-м. И действительно, работа в этом направлении проведена огромная. На первом месте, по-прежнему, как и в целом по Москве, остаются заболевания опорно-двигательного аппарата. Следовательно, на следующие годы необходимо усилить работу в этом направлении и разработать специальный комплекс мер. Мы очень мечтаем о бассейне. И если наши мечты реализуются, то, безусловно, мы увидим позитивную динамику в лечении сколиозов, остеохондрозов, артрозов и др. болезней позвоночника, присущих молодежи сегодня. Нам очень нужны дополнительные спортивные залы, хороший стадион, зал ЛФК, новое стоматологическое оборудование. Мы рады, что всегда находим поддержку и понимание со стороны районной Управы «Можайский» и Западного окружного управления образования. Ведь мы всегда вместе в ответе за здоровье будущего поколения. России нужны не только умные, но и здоровые граждане: физически, психологически, нравственно. В этом мы видим свою главную задачу. |
||||
На главную | ||||
Назад | ||||