Гражданско-патриотическое воспитание в ГОУ СОШ №384 | ||||
Воспитательная система школы Ц это
школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в
единый процесс две основные подсистемы школы Ц обучающую и воспитывающую,
интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на
ребенка. Анализ результатов работы школы и требования, предъявляемые к школе, где социальными заказчиками выступают: родители и общество в целом, Закон об образовании, позволяют представить делаемый образ школы № 384: |
||||
- это школа, в основе работы которой
лежат гуманистические цели и средства их достижения, где ребенок, его
самочувствие являются основной ценностью; - в этой школе всемерно поощряются творчество, новаторство, инициатива, культурное развитие; - в этой школе уважают личность ребенка, его возрастные и личностные особенности, с ним занимаются не только на уроках, но и после уроков; - это школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании дети легко поступают в вузы; - в этой школе должна быть не только интенсивная учебная жизнь, но и обширная система дополнительного образования. В этой школе заботятся о детях и в учебные дни, и в каникулы, и летом; - в этой школе Ц теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Школа в полной мере выполняет защитные функции по отношению к ребенку; - эта школа имеет свои традиции, праздники, творческие дела; - эта школа должна быть уютной и красивой; - в этой школе дети должны хорошо питаться; - с этой школой жаль расставаться и ученикам и родителям. |
||||
Генеральной целью воспитания школы
№ 384 является всестороннее развитие личности ребенка, путем создания
необходимых условий, учитывая индивидуальные особенности на каждом
возрастном этапе. Содержание воспитательной цели школы сформулировано в виде модели личности учащихся с определенными качествами в идеальном варианте, отвечающей самым высоким социальным потребностям современного общества. Родители, учителя, учащиеся составили коллективный портрет модели учащегося школы. Идеалу ученика школы № 384 должны быть присущи такие качества личности, как: - гуманистическое отношение к окружающему миру; - нравственность, высокий культурный уровень; - гражданственность, патриотизм; - образованность, владение навыками самообразования; - креативность (способность к творчеству); - физическое здоровье. |
||||
Важной составной частью
воспитательной системы являются воспитательные комплексы (центры).
Воспитательные комплексы Ц это культурное пространство школы за рамками
учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои
индивидуальные интересы, потребности в творчестве, фантазии. Свою
воспитательную роль они будут выполнять в том случае, если они
удовлетворяют любознательность, развивают ребенка или дают импульс его
развитию. Воспитательные комплексы: школьные музеи, детские объединения, ученическое самоуправление, система дополнительного образования школы, библиотека, внеклассные мероприятия и т.д. Основная задача школы: обеспечение полноценного функционирования всех воспитательных комплексов школы и их интеграция. Эта задача выдвинула следующие направления воспитания: 1. Программа лРастим патриотов Отечества╗; 2. Программа лЗдоровье╗; 3. Программа лШкола Лидеров╗; 4. Программа лМоя малая Родина╗. Школа юного экскурсовода; 5. Программа лТворчество╗. Программа лРастим патриотов Отечества╗. Коллектив школы № 384 разработал программу гражданско-патриотического воспитания лРастим патриотов Отечества╗, предусматривающую огромный комплекс организационных и воспитательных мероприятий. Она осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности. Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе имеет давние и славные традиции. К основным направлениям относятся научно-практические конференции, уроки мужества, встречи учащихся с ветеранами, тематические вечера, различного рода конкурсы, походы-экспедиции по местам боев и т.д. Вся работа тесно связана со школьным музеем боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии. Цели программы: историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи: формирование личности гражданина Ц патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества. При этом решаются следующие задачи: - формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом; - доведение до молодежи боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами; - сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодежи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству; - воспитание у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии; - формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством; - побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм. Мы считаем, что гражданско-патриотическая работа нашей школы лРастим патриотов Отечества╗ достигнет своей цели, если в ходе ее проведения в сердца и души учащихся будет заложена мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих прадедов, дедов и отцов. Музей боевой славы Ц центр гражданско-патриотического воспитания учащихся школы. Он способствует, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами музейной педагогики. Школьный музей имени героев Брестской крепости и партизан Белоруссии тесно сотрудничает с Советом ветеранов 4 Армии Западного фронта, Советом ветеранов 4 участка района лМожайский╗ и в/ч № 51855 МЧС РФ. Существует обмен опытом музейной работы со школами в рамках эксперимента лСоздание единого воспитательного пространства ЗАО╗. В рамках 60-летия Победы в Великой Отечественной войне ученики и учителя нашей школы провели ряд походов и экспедиций по местам боев Подмосковья, городам России, странам ближнего и дальнего зарубежья как протест против войн, как дань уважения тем, кто беззаветно любил свою Родину Ц Большая экспедиция Памяти школы № 384: - акция лПо местам боев операции лБагратион╗╗ (маршрут: Витебск, Городок, Вайханы, Рыленки, Лосвидо, Орша, Борисов, Жодино, Курган Славы, Хатынь и Минск) - акция лПервый день войны. Дети мира Ц детям войны╗ (Брестская крепость, Беловежская пуща). - Маршрут памяти Москва - Минск лРавнение на Победу╗ (Хатынь, Курган Славы, Минск). - Маршрут Памяти Москва Ц Севастополь лКрымские рубежи╗ (митинг на Сапун Ц горе, акция посадки деревьев на лАллее Славы╗, захоронение останков воинов в Дергачах). - маршрут Москва Ц Николаев Ц Одесса (по приглашению мэра города Владимира Дмитриевича Чайка). - акция лГорода Ц герои России╗ (Волгоград: Мамаев Курган, Аллея павших воинов, волгоградский тракторный завод имени Ф.З.Дзержинского, митинг у Дома Павлова). - Гордость за наше искусство, науку, литературу воспитывают различные поездки и экскурсии. Были организованы экскурсии по Москве и Подмосковью: лМосква военная╗, лРубежи обороны╗, л28 героев-панфиловцев╗, лКунцево в годы войны╗, посетили Бородино, Кусково, Коломенское. Большая экспедиция Памяти школы № 384 стала незабываемой для всех ее участников. Она явилась символом протеста против новых войн на земле, данью уважения к родной истории, защитникам Отечества Ц ветеранам Великой Отечественной войны. Участники акции оформляют свои впечатления в виде творческих и проектно-исследовательских работ. Традиционными стали военно-патриотические недели, посвященные дням воинской славы России, в которых принимают участие ветераны Великой Отечественной и локальных войн, воинская часть № 51855 МЧС РФ, родители. Хорошо зарекомендовала себя Вахта Памяти, посвященная Битве под Москвой, в ходе которой проходят следующие мероприятия: - литературно-музыкальная композиция, посвященная контрнаступлению советских войск под Москвой; - встреча учащихся 5-11 классов с ветеранами (Корнеевым Д.К., Коровиным Д.С., Гужовым В.Ф., Поповым В.Н.); - поздравление ветеранов 95 квартала района лМожайский╗; - уроки Мужества; - конкурс боевых листков, посвященных Битве под Москвой; - экскурсии в музее боевой славы. Традиционным стал месячник, посвященный Дню защитников Отечества. В ходе которого проводятся игра-соревнование между учащимися 9-11 классов и воинской частью № 51855 МЧС РФ лА ну-ка, парни╗, военно-спортивная игра лЗарница╗, выпуск поздравительных листков ко Дню защитника Отечества, 23 февраля, Уроки Мужества, а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. В рамках подготовки к 65-летию лБитвы под Москвой╗ школа разрабатывает проект лОтстояли Москву, защитили Россию╗. Цели и задачи проекта: 1. Нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников на примерах жизни и подвигов наших земляков-москвичей Ц защитников Отечества. 2. Увековечение памяти воинов-москвичей (жителей Кунцева, Давыдково, Рублево, Очаково), погибших в годы Великой Отечественной войны. 3. Изучение истории ВОВ, ознакомление в ходе поиска с подвигами москвичей, проявленными в годы войны. 4. Помощь родственникам погибших воинов-земляков в определении их судеб и мест захоронений. 5. Дополнение Московской городской Книги Памяти погибших и пропавших без вести в ВОВ 1941- 1945 г.г. и создание своих семейных летописей. 6. Воспитание уважения к делам своих предков, любви к своему городу, желание беречь и охранять памятники культуры, военной истории. Направления деятельности: а) Экскурсионная работа в музее боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии; б) исследовательская работа с лКнигой Памяти╗. В 1941-1942 г.г. враг стоял буквально у ворот столицы, списки уходивших в бой часто составлялись наспех. Но и тогда, когда известно, где погиб и захоронен защитник Отечества, имеющиеся сведения не всегда соответствуют действительности. Из 400 тысяч воинов-москвичей, погибших за свободу и независимость Родины половина пропала без вестиЕ В этом Ц жестокая безжалостная проза самой страшной из всех войн на земле. Миллионы семей и поныне живут последней надеждой узнать, где погиб, а лне пропал без вести╗, их родственник, поклониться его могиле. Исследовательская работа с лКнигой Памяти╗ чрезвычайно познавательна и интересна. Она открывает неизвестные страницы истории судеб москвичей Ц защитников Отечества, в том числе и родственников учащихся, их родителей, сотрудников школы, жителей микрорайона школы, а также жителей Кунцево, Давыдково, Очаково, Рублево... Результаты исследовательской работы могут быть положены в основу лКниги Памяти Западного округа г. Москвы╗. в) конкурс поисково - исследовательских работ лТвои защитники Москва╗, совместно с учащимися московских школ и школ Подмосковья (г.Гагарин, г.ПодольскЕ): - лРубежи обороны Москвы╗ (Дмитров, Подольск, Зеленоград, Истра, МожайскЕ) - лБессмертный подвигЕ╗ - лИмена Героев в названиях улиц Москвы и Подмосковья╗. Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками. |
||||
Вернуться на главную | ||||