Гражданско-патриотическое воспитание в ГОУ СОШ №384

На главную

  Воспитательная система школы Ц это школа как целостный организм. Воспитательная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы Ц обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка.
Анализ результатов работы школы и требования, предъявляемые к школе, где социальными заказчиками выступают: родители и общество в целом, Закон об образовании, позволяют представить делаемый образ школы № 384:
     
  - это школа, в основе работы которой лежат гуманистические цели и средства их достижения, где ребенок, его самочувствие являются основной ценностью;
- в этой школе всемерно поощряются творчество, новаторство, инициатива, культурное развитие;
- в этой школе уважают личность ребенка, его возрастные и личностные особенности, с ним занимаются не только на уроках, но и после уроков;
- это школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании дети легко поступают в вузы;
- в этой школе должна быть не только интенсивная учебная жизнь, но и обширная система дополнительного образования. В этой школе заботятся о детях и в учебные дни, и в каникулы, и летом;
- в этой школе Ц теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Школа в полной мере выполняет защитные функции по отношению к ребенку;
- эта школа имеет свои традиции, праздники, творческие дела;
- эта школа должна быть уютной и красивой;
- в этой школе дети должны хорошо питаться;
- с этой школой жаль расставаться и ученикам и родителям.
 
     
  Генеральной целью воспитания школы № 384 является всестороннее развитие личности ребенка, путем создания необходимых условий, учитывая индивидуальные особенности на каждом возрастном этапе.
Содержание воспитательной цели школы сформулировано в виде модели личности учащихся с определенными качествами в идеальном варианте, отвечающей самым высоким социальным потребностям современного общества.
Родители, учителя, учащиеся составили коллективный портрет модели учащегося школы. Идеалу ученика школы № 384 должны быть присущи такие качества личности, как:
- гуманистическое отношение к окружающему миру;
- нравственность, высокий культурный уровень;
- гражданственность, патриотизм;
- образованность, владение навыками самообразования;
- креативность (способность к творчеству);
- физическое здоровье.
 
     
  Важной составной частью воспитательной системы являются воспитательные комплексы (центры). Воспитательные комплексы Ц это культурное пространство школы за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве, фантазии. Свою воспитательную роль они будут выполнять в том случае, если они удовлетворяют любознательность, развивают ребенка или дают импульс его развитию.
Воспитательные комплексы: школьные музеи, детские объединения, ученическое самоуправление, система дополнительного образования школы, библиотека, внеклассные мероприятия и т.д.
Основная задача школы: обеспечение полноценного функционирования всех воспитательных комплексов школы и их интеграция.
Эта задача выдвинула следующие направления воспитания:
1. Программа лРастим патриотов Отечества╗;
2. Программа лЗдоровье╗;
3. Программа лШкола Лидеров╗;
4. Программа лМоя малая Родина╗. Школа юного экскурсовода;
5. Программа лТворчество╗.

Программа лРастим патриотов Отечества╗.
Коллектив школы № 384 разработал программу гражданско-патриотического воспитания лРастим патриотов Отечества╗, предусматривающую огромный комплекс организационных и воспитательных мероприятий. Она осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности.
Военно-патриотическое воспитание учащихся в школе имеет давние и славные традиции. К основным направлениям относятся научно-практические конференции, уроки мужества, встречи учащихся с ветеранами, тематические вечера, различного рода конкурсы, походы-экспедиции по местам боев и т.д. Вся работа тесно связана со школьным музеем боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии.
Цели программы: историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи: формирование личности гражданина Ц патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военно-исторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
- доведение до молодежи боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами;
- сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодежи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- воспитание у молодежи готовности к защите Отечества и службе в армии;
- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
- побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм.
Мы считаем, что гражданско-патриотическая работа нашей школы лРастим патриотов Отечества╗ достигнет своей цели, если в ходе ее проведения в сердца и души учащихся будет заложена мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих прадедов, дедов и отцов.
Музей боевой славы Ц центр гражданско-патриотического воспитания учащихся школы. Он способствует, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами музейной педагогики.
Школьный музей имени героев Брестской крепости и партизан Белоруссии тесно сотрудничает с Советом ветеранов 4 Армии Западного фронта, Советом ветеранов 4 участка района лМожайский╗ и в/ч № 51855 МЧС РФ.
Существует обмен опытом музейной работы со школами в рамках эксперимента лСоздание единого воспитательного пространства ЗАО╗.
В рамках 60-летия Победы в Великой Отечественной войне ученики и учителя нашей школы провели ряд походов и экспедиций по местам боев Подмосковья, городам России, странам ближнего и дальнего зарубежья как протест против войн, как дань уважения тем, кто беззаветно любил свою Родину Ц Большая экспедиция Памяти школы № 384:
- акция лПо местам боев операции лБагратион╗╗ (маршрут: Витебск, Городок, Вайханы, Рыленки, Лосвидо, Орша, Борисов, Жодино, Курган Славы, Хатынь и Минск)
- акция лПервый день войны. Дети мира Ц детям войны╗ (Брестская крепость, Беловежская пуща).
- Маршрут памяти Москва - Минск лРавнение на Победу╗ (Хатынь, Курган Славы, Минск).
- Маршрут Памяти Москва Ц Севастополь лКрымские рубежи╗ (митинг на Сапун Ц горе, акция посадки деревьев на лАллее Славы╗, захоронение останков воинов в Дергачах).
- маршрут Москва Ц Николаев Ц Одесса (по приглашению мэра города Владимира Дмитриевича Чайка).
- акция лГорода Ц герои России╗ (Волгоград: Мамаев Курган, Аллея павших воинов, волгоградский тракторный завод имени Ф.З.Дзержинского, митинг у Дома Павлова).
- Гордость за наше искусство, науку, литературу воспитывают различные поездки и экскурсии. Были организованы экскурсии по Москве и Подмосковью: лМосква военная╗, лРубежи обороны╗, л28 героев-панфиловцев╗, лКунцево в годы войны╗, посетили Бородино, Кусково, Коломенское.
Большая экспедиция Памяти школы № 384 стала незабываемой для всех ее участников. Она явилась символом протеста против новых войн на земле, данью уважения к родной истории, защитникам Отечества Ц ветеранам Великой Отечественной войны. Участники акции оформляют свои впечатления в виде творческих и проектно-исследовательских работ.
Традиционными стали военно-патриотические недели, посвященные дням воинской славы России, в которых принимают участие ветераны Великой Отечественной и локальных войн, воинская часть № 51855 МЧС РФ, родители.
Хорошо зарекомендовала себя Вахта Памяти, посвященная Битве под Москвой, в ходе которой проходят следующие мероприятия:
- литературно-музыкальная композиция, посвященная контрнаступлению советских войск под Москвой;
- встреча учащихся 5-11 классов с ветеранами (Корнеевым Д.К., Коровиным Д.С., Гужовым В.Ф., Поповым В.Н.);
- поздравление ветеранов 95 квартала района лМожайский╗;
- уроки Мужества;
- конкурс боевых листков, посвященных Битве под Москвой;
- экскурсии в музее боевой славы.
Традиционным стал месячник, посвященный Дню защитников Отечества. В ходе которого проводятся игра-соревнование между учащимися 9-11 классов и воинской частью № 51855 МЧС РФ лА ну-ка, парни╗, военно-спортивная игра лЗарница╗, выпуск поздравительных листков ко Дню защитника Отечества, 23 февраля, Уроки Мужества, а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
В рамках подготовки к 65-летию лБитвы под Москвой╗ школа разрабатывает проект лОтстояли Москву, защитили Россию╗.
Цели и задачи проекта:
1. Нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников на примерах жизни и подвигов наших земляков-москвичей Ц защитников Отечества.
2. Увековечение памяти воинов-москвичей (жителей Кунцева, Давыдково, Рублево, Очаково), погибших в годы Великой Отечественной войны.
3. Изучение истории ВОВ, ознакомление в ходе поиска с подвигами москвичей, проявленными в годы войны.
4. Помощь родственникам погибших воинов-земляков в определении их судеб и мест захоронений.
5. Дополнение Московской городской Книги Памяти погибших и пропавших без вести в ВОВ 1941- 1945 г.г. и создание своих семейных летописей.
6. Воспитание уважения к делам своих предков, любви к своему городу, желание беречь и охранять памятники культуры, военной истории.
Направления деятельности:
а) Экскурсионная работа в музее боевой славы имени Героев Брестской крепости и партизан Белоруссии;
б) исследовательская работа с лКнигой Памяти╗.
В 1941-1942 г.г. враг стоял буквально у ворот столицы, списки уходивших в бой часто составлялись наспех. Но и тогда, когда известно, где погиб и захоронен защитник Отечества, имеющиеся сведения не всегда соответствуют действительности. Из 400 тысяч воинов-москвичей, погибших за свободу и независимость Родины половина пропала без вестиЕ В этом Ц жестокая безжалостная проза самой страшной из всех войн на земле. Миллионы семей и поныне живут последней надеждой узнать, где погиб, а лне пропал без вести╗, их родственник, поклониться его могиле.
Исследовательская работа с лКнигой Памяти╗ чрезвычайно познавательна и интересна. Она открывает неизвестные страницы истории судеб москвичей Ц защитников Отечества, в том числе и родственников учащихся, их родителей, сотрудников школы, жителей микрорайона школы, а также жителей Кунцево, Давыдково, Очаково, Рублево...
Результаты исследовательской работы могут быть положены в основу лКниги Памяти Западного округа г. Москвы╗.
в) конкурс поисково - исследовательских работ лТвои защитники Москва╗, совместно с учащимися московских школ и школ Подмосковья (г.Гагарин, г.ПодольскЕ):
- лРубежи обороны Москвы╗ (Дмитров, Подольск, Зеленоград, Истра, МожайскЕ)
- лБессмертный подвигЕ╗
- лИмена Героев в названиях улиц Москвы и Подмосковья╗.
Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.
Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.
     
      Вернуться на главную  
         
         
         
Используются технологии uCoz